Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Образ Родины в лирике Ф. И. Тютчева


Как всякий русский поэт, Федор Тютчев не мог быть только поэтом лирическим. Вся его поэзия проникнута глубоким, мистическим чувством к Отчизне. Признавая наличие живой души в природе, он подобным же образом видел ее и в России. Более того, он считал Россию по природе своей христианским царством. По мысли его, Россия призвана обновить человечество.

Для Тютчева Родина была не столько предметом любви, сколько веры: "в Россию можно только верить". Личные чувства его к Родине были сложны и многоцветны. Было в них отчуждение, а с другой стороны — благоговение к религиозному характеру народа:

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

Тютчев любил Россию той любовью, которую Лермонтов называл почему-то "странною". К русской природе он испытывал очень сложные чувства. "Север роковой" был для него "сновиденьем безобразным", родные места он прямо называл "немилыми":

Итак, опять увиделся я с вами

Места немилые, хоть и родные.

Ах! Нет, не здесь, не этот край безлюдный

Был для души моей родимым краем.

Значит, его вера в Россию не основывалась на генетическом чувстве, а была делом сознательно выработанного убеждения. Первое высокопоэтическое выражение этой веры он дал в прекрасном стихотворении "На взятие Варшавы". В своей борьбе с братским народом Россия руководилась не зверскими инстинктами, а только необходимостью "державы цельность соблюсти", для того чтобы

Славян родные поколенья

Под знамя русское собрать

И весть па подвиг просвещенья

Единомысленную рать.

Эта вера в высокое призвание России возвышает самого поэта над мелкими и злобными чувствами национального соперничества и грубого торжества победителей.

Позднее вера Тютчева в Россию высказывалась в пророчествах более определенных. Сущность их в том, что Россия сделается всемирной христианской державой: "И не пройдет вовек, как то предвидел Дух и Даниил предрек". Однако эта держава не будет подобием звериного царства. Ее единство не будет держаться насилием:

Единство,— возвестил оракул наших дней,—

Быть может спаяно железом лишь и кровью,

Но мы попробуем спаять его любовью,

А там увидим, что прочней...

Великое призвание России, по мысли Тютчева, предписывает ей держаться единства, основанного на духовных началах:

Над этой темною толпой

Непробужденного парода

Взойдешь ли ты когда, свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?

Растленъе душ и пустота.

Что гложет ум и сердце ноет...

Кто их излечит и прикроет?

Ты, риза чистая Христа...

Если принять точку зрения поэта, что Россия — душа человечества, то, как и во всякой душе, светлое духовное начало страны имеет в качестве противовеса темную хаотическую энергию. Она еще не побеждена, еще не подчинилась высшим силам, еще борется за преобладание и влечет к смерти и гибели. Судьба России еще не определилась окончательно, она еще движется, двоится, увлекаемая в разные стороны противоборствующими силами. Воплотится ли в ней свет истины, спаяла ли она единство всех частей любовью? Сам поэт признает, что страна не покрыта еще "ризою Христа".

Значит, судьба России зависит от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условие для исполнения ее космической миссии есть внутренняя победа добра над злом. И тогда все остальное приложится.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно