Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Проблемы экологии и нравственности в произведениях В. Распутина

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 9 похожих сочинений. Показать

Страницы: 1  [2]   (сочинение разбито на страницы)

Да, слишком мало стало совестливых людей, понявших бы жителей деревни, их тоску по Матере, которая не умрет вместе с ними, а будет- передаваться из поколения в поколение.

Распутин в своей повести "Прощание с Матерой" поднимает важнейшие проблемы нашего времени: проблемы человеческой жестокости к окружающим, к природе и даже к себе, бездушия, равнодушия и в то же время бесконечной спешки, боязни куда-то не успеть, что-то не сделать.

Распутин приходит к выводу, что основы человечности рушатся еще и потому, что человек, плоть от плоти природы, перестает ощущать себя неотъемлемой ее частью. Он равнодушен к матери-Земле. И очень часто становится ей врагом. Обо всем этом рассказывает повесть "Пожар". Распутин рисует как раз тот поселок, куда переехали люди из затопленных деревень, люди, оторвавшиеся от своих корней, лишенные связи с землей. Автор описывает чрезвычайное событие в поселке Сосновка - пожар на складе. Параллельно с этим он повествует и о жизни в Сосновке.

Это был поселок "бивуачного типа", люди там "остановились переждать непогоду, отдохнуть, да так и застряли". Но народ все время находился в ожидании, что вот-вот надо будет уезжать, и не обустраивался. Между тем шли годы, а поселок плавал в грязи летом из-за отсутствия тротуаров, стоял голо, неуютно: почти никто не посадил деревце или кустик около дома.

Поселок образовался из жителей нескольких затопленных деревень. Люди работали на лесоповале. Привыкнув разрушать природу, уничтожать ее, они перестали заботиться о своей совести, махнули на все рукой. Главный герой этого произведения - Иван Петрович - честный, работящий, неглупый человек. Он трудится сначала в Его-ровке, потом, после затопления, не уезжает в город, к детям, а живет в поселке Сосновка, отдавая все свое время работе. Казалось бы, он нормальный гражданин, с таких пример надо брать. Но этот же человек не выступает против подлости, воровства, царивших в поселке. Только иногда он вставал на собраниях и, "западая голосом, страшно нервничая и ненавидя себя, начинал говорить", считая, что все это напрасно. Хотя говорить надо было каждый день и не бояться, если хочешь изменить что-то в обществе. Именно из-за таких молчаливых людей, у которых спокойное благородство незаметно переходило в подлость, лживость, обман самого себя, на свете и совершались великие подлости, ужасные предательства, гибли невинные люди.

А Иван Петрович пытался убедить себя, что "молчание -это тоже метод действия и убеждения". Он свыкся с окружающей жизнью, пытался заставить себя не выступать против руководства. Иван Петрович - смертельно уставший от жизни человек. Он хочет найти какое-то тихое, укромное местечко и там отдохнуть, не видеть этого кошмара, царившего вокруг. В Сосновке "правили" архаровцы, и никто не перечил им, хотя все вместе жители поселка могли бы им противостоять. Сами люди изменились с тех пор, как пришлось переселиться из зоны затопления. В них что-то сломалось. Эти люди и не собираются как-то обосновываться на новом месте, обустроить его. Они лишь приехали сюда зарабатывать деньги. Их не интересует, что будет после того, как они уедут. Архаровцы в повести - явление символическое. Именно такие, как они, на протяжении 70 лет уничтожали материальные и духовные ценности народа, терявшего представления о добре и зле, о справедливости и беззаконии. Труд для архаровцев - только средство наживы для веселой, легкой жизни. Поэтому они готовы на все, лишь бы побольше заработать.

Эти люди берут у природы все, что можно, безжалостно уничтожая ее. Они похожи на первобытных дикарей, которые не отдают природе ничего взамен, а только забирают, но ведь у них не было выбора: "А мы еще считаем века, которые миновали от первобытности, века-то миновали, а в душе она совсем рядом". Но первобытный человек уважал природу, а в наше время уже этого чувства не осталось.

Жизнь, которую ведут люди в Сосновке, калечит их нравственно. Распутин пишет, что раньше большинство стремились к добру, а теперь все как бы развернулось и пошло назад, к злу.

В повести хорошо прослеживаются два взаимосвязанных процесса: уничтожение природы и разложение личности. Но, может быть, это обратимые процессы, и если мы восстановим природу, то, возможно, восстановится нравственность. От этого зависит и жизнь человечества вообще. Только вот разрушать гораздо легче, чем восстанавливать.

Писатель верит в народ и надеется на то, что еще не все потеряно: не полностью разложились души людей, и земля не погибла, не перестала родить. "Разогреется солнышко -и опять... вынесет она все свое хозяйство в зелени и цвету и представит для уговорных трудов". Земля пока прощает человека. Но все-таки нужно поторопиться исправиться, не испытывать ее терпения.

В конце повести мы видим символическую картину: "...Идет по весенней земле маленький, заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом, и вот зайдет он сейчас за перелесок и скроется навсегда". Человек, потерявший свою родину, свой дом, не сможет долго жить. Земля кормит нас, одевает, спасает от холода, дарит радость. Ее силу, поддержку чувствует каждый. Она сама - уникальное явление во Вселенной, чудо. "Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?" Она терпит, покуда можно терпеть. Но так не будет продолжаться всегда. Когда-нибудь она стряхнет с себя человечество. Ни в коем случае нельзя допустить этого.

Распутин призывает одуматься, осмотреться кругом, решить, что важнее: личное обогащение, бездумная жизнь или здоровье и процветание планеты. А решив, начинать действовать разумно, потому что дальше так жить нельзя.

Издеваются люди над природой, как хотят. Терпение у нее, конечно, ангельское, но не бесконечное. И страшно станет на Земле, где

... ни птица, ни ива слезы не прольет,

Если сгинет с земли человеческий род.

До чего же докатились "дети природы"! Родная мать уже готова отказаться от них. Но, стремясь ко злу, человек так просто не уйдет: он потянет за собой все живое. Так уж он устроен. Не лучше ли в таком случае собрать все силы и направить их на борьбу со смертью. И, если мы - единственные разумные существа во Вселенной, наш прямой долг - не позволить себе умереть.

Страницы: 1  [2]   (сочинение разбито на страницы)


Похожие сочинения:






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно