Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

"Реквием" А. Ахматовой, впечатления от прочитанного


Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

Время, как известно, все и всех расставляет на свои места. Жизнь подтверждает эту мысль. Поэзия Анны Ахматовой выдери ала испытание временем. Долго наше общество делало вид, что в творчестве Ахматовой нет такого произведения, как "Реквием". И только в последние годы к этой поэме стали возвращаться благодаря публикациям в журналах, сборниках, альманахах.

Поэма - это и лирический дневник, и взволнованное свидетельство очевидца эпохи, и произведение большой художественной силы, глубокое по своему содержанию. С годами человек становится мудрее, острее воспринимает прошедшее, с болью наблюдает настоящее. Так и поэзия Ахматовой с годами становилась все глубже, я бы сказала - обостреннее, ранимее. Поэтесса много размышляет о путях своего поколения, и результатом ее раздумий является "Реквием". В небольшой по объему поэме можно, да и нужно, всмотреться в каждую строку, пережить каждый поэтический образ.

Прежде всего о чем говорит название поэмы.

Реквием - католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. В своих черновых записях Ахматова свою поэму еще называла "симфонией" и "поэмой без героя". И действительно, читая поэму, ощущаешь сходность настроения от прочитанных строк с моцартовской музыкой - траурной, величественной, гордой:

Подымались как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже, и Нева туманней,

А надежда все поет вдали.

Лирическая героиня длительное время пребывает в ситуации на грани жизни и смерти, судьба ее стала и судьбой всего народа.

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними "каторжные норы"

И смертельная тоска.

Образы тюремных затворов и "каторжных нор" напоминают нам пушкинские строки:

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Но пушкинский герой верит в справедливость, и голос его свободен. Это как бы сокращает расстояние, отделяющее его от декабристов, а у лирической героини Ахматовой происходит отдаление, невосполнимое одиночество:

Приговор... И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет... Шатается... Одна...

То, что поэтесса выбрала для жанра своей поэмы мотив заупокойной мессы, посвященной памяти усопших, помогает ей подняться над личной болью и слиться с общим страданием.

В "Реквиеме" противопоставлены как бы два мира -благополучие и трагедия. Все чувства лирической героини обострены, и слух ее улавливает те звуки, которые не слышны другому миру.

И если

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат, -

то для поэтессы такого мира уже не существует. Она погрузилась в тишину. Но в поэме дишина звучит. Многими звуками наполнены ее строки: здесь звучат песня разлуки паровозных гудков и громыхания "черных марусь", плач детей и женский вой, хор ангелов и душераздирающий крик народа. Эти звуки не убивают тишину, а делают ее ощутимее:

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

В поэме встает образ и одичалого родного города Ленинграда: все вокруг стало диким, страшным и безумным -у матери отняли сына:

Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

Вся природа, казалось, замерла: между "живым" и "мертвым" уже нет границы. И даже вся поэма, нарушая традиции, заложенные самим названием - "Реквием", посвящена и мертвым, и живым.

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно