Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Образ Родины в поэзии А. Ахматовой


Большинством читателей творчество Анны Ахматовой оценивается как женская поэзия, замкнутая в мире личных любовных переживаний. Это во многом справедливо: ее ранние стихи - это своеобразный лирический дневник, наполненный "сентиментами, слезливостью, капризами". Однако тема Родины - одна из традиционных тем русской поэзии - не чужда и поэзии А. Ахматовой. К характерным устойчивым для поэзии сравнениям: Россия - мать, Россия -жена, сфинкс, огневая стихия - Ахматова в своих стихотворениях добавляет новые, например, связь образа России с образом колокольного звона, дороги, ветра, песни. В стихотворении "Родная земля" поэтесса дает поэтическое определение понятию "Родина". В чем-то слышится своеобразная перекличка с лермонтовской "родиной":

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

В основе стихотворения прослеживается образ земли. Читая стихотворения Ахматовой, я заметил, что именно слово земля (одно или в сочетании с определением родная) часто используется поэтессой для обозначения родины.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно - своею.

Тема Родины связана с обликом земли, чей образ в поэзии Ахматовой характеризуется святостью и чистотой. Земля по Ахматовой - "тело" России, хранящее ее душу. Святость земли неоднократно подчеркивается в стихах поэтессы:

Ранят тело твое пресвятое.

Или

...Где томится пречистое тело

Оскверненной врагами земли.

Но от общего образа России Ахматова часто переходит к конкретным образным деталям, созданным на основе личных впечатлений от увиденного. Вот перед нами облик сельской России, а точнее Слепнево, "тверская скудная земля", которая поэтессе "памятна до боли":

Журавль у ветхого колодца,

Над ним, как кипень, облака,

В полях скрипучие воротца,

И запах хлеба, и тоска.

Интересно, что лирическая героиня дана в восприятии "загорелых баб", спокойствие которых противопоставлено тревоге поэтессы.

И те неяркие просторы,

Где даже голос ветра слаб,

И осуждающие взоры

Спокойных загорелых баб.

В стихотворении "Плотно сомкнуты губы сухие..." образ Родины более сложен и трагичен, здесь он связывается с мотивами страдания, нищеты и веры, выраженной в молитве пред иконой:

И, согнувшись, бесслезно молилась

Ей о слепеньком мальчике мать,

И кликуша без голоса билась,

Воздух силясь губами поймать.

В стихах, посвященных Родине, Ахматова использует слово "великое", позволяющее показать величие России:

...Озеры, степи, города

И зори Родины великой...

В стихотворениях появляется образ боярыни Морозовой, в которой воплощается вера в душевную стойкость. Но рядом с этим образом Ахматова изображает китежанку, чей образ связан с мотивом гибели, одиночества:

От того, что сделалось прахом,

Обуянная смертным страхом

И отмщения зная срок,

Опустивши глаза сухие

И ломая руки, Россия

Предо мною шла на восток.

Лирической героине Ахматовой, сдержанной в прямом выражении своих чувств, не чужды признания в любви к родной земле, к родному городу, к народу:

Оттого мы любим небо,

Тонкий воздух, свежий ветер

И чернеющие ветки

За оградою чугунной.

Оттого мы любим строгий,

Многоводный, темный город,

И разлуки наши любим,

И часы недолгих встреч.

Разлуку с Родиной поэтесса считает несчастьем, верность ей в самых трагических обстоятельствах - нравственным долгом. В стихотворении "Молитва" звучит неистовая, почти невероятная, если вдуматься, безоглядная жертвенная любовь к родной земле:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар -

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Здесь прослеживается идея личной и духовной связи с Родиной, которая выражается в готовности пожертвовать ради нее счастьем и близостью с самыми дорогими людьми, что впоследствии так трагически сбылось в жизни А. Ахматовой.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

В годы Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В ней утверждается единство личности и родной земли:

Как в первый раз я на нее,

На Родину, глядела.

Я знала: это все мое -

Душа моя и тело.

В лирике поэтессы впервые появляется мотив памяти, которая осмысливается как преемственность и наследство. И впервые в стихотворениях звучит слово Русь как знак неразрывной связи прошлого и настоящего России:

Что же, прощай. Я живу не в пустыне.

Ночь со мной и всегдашняя Русь.

И прощаясь с поэзией А. А. Ахматовой, думается, нужно сделать следующий вывод. Мотивы Родины, русской земли, ее судьбы, культуры и истоки являются ведущими в творчестве Ахматовой. Образ Родины, воссозданный в ее стихах, развивает традиции русской классической поэзии, и прежде всего поэзии А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно