Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Образ грозы в одноименной пьессе А. Н. Островского

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 9 похожих сочинений. Показать

"Гроза" есть, без сомнения, самое решительное

произведение Островского; взаимные отношения

самодурства и безгласности доведены в ней

до самых трагических последствий... В "Грозе"

есть даже что-то освежающее и ободряющее.

Н. А. Добролюбов

В свое время, когда пьеса А. Н. Островского "Гроза" только была написана, она произвела огромное впечатление на зрительскую и читающую публику. Возможно, впервые с такой изобразительной силой были показаны сцены семейной, "частной" жизни, тот произвол и бесправие, что были доселе скрыты за толстыми дверями особняков и усадеб. И в то же время это не была просто бытовая зарисовка, это была "трагедия, в которой с огромной силой прозвучал голос в защиту свободы человека" (по словам Н. А. Добролюбова). Эту огромную силу придавала особая правдивость, искренность, искусность автора, как это верно заметил другой критик, Д. И. Писарев: "Гроза" - картина с натуры, оттого она и дышит правдой".

Одним из главных, активных образов этой пьесы является образ грозы. Особенность его состоит в том, что, выражая символически идею произведения, он непосредственно участвует в действии драмы как реальное явление природы, вступает в действие в его решающие моменты, во многом определяет поступки героини. Этот образ очень многозначен, он освещает почти все стороны драмы.

Так, уже в первом действии над городом Калиновым разразилась гроза. Разразилась, как предвестие трагедии. Уже прозвучало у Катерины: "Я скоро умру", и она призналась Варваре в греховной любви. И уже соединилось в ее представлении предсказание сумасшедшей барыни о том, что гроза даром не проходит, и ощущение собственного греха с реальным ударом грома. Катерина устремляется домой: "Все-таки лучше, все спокойнее, дома-то я - к образам да богу молиться!".

После этого гроза умолкает ненадолго. Лишь в ворчании Кабанихи слышатся ее отголоски, но она не тревожит Катерину в сцене прощания с мужем, в монологе с ключом, когда вырвалась наружу ее любовь и одолела все сомнения. Не случилось грозы и в ту ночь, когда Катерина впервые после замужества почувствовала себя свободной и счастливой.

Но вот наступает четвертое, кульминационное действие, и начинается оно словами: "Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?". Мотив грозы уже не смолкает.

До появления Катерины Кулигин говорит Дикому о громоотводах ("у нас грозы частые") и вызывает его гнев: "Какое еще там электричество? Ну как же ты не разбойник? Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожками какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?".

А на цитату из Державина, которую в свою защиту приводит Кулигин: "Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю", - купец и вовсе не находит ничего, кроме: "А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!". Новое значение приобретает образ грозы: разум осужден в темном царстве, он встретился с непробиваемым невежеством, подкрепленным скупостью.

С новыми ударами грома появляется в галерее среди других лиц, спасающихся от дождя, семейство Кабановых. Теперь мотив грозы словно непосредственно обращен к Катерине, ее измученной душе. Масла в огонь подливают реплики окружающих (женщины, сумасшедшей барыни, Кулигина), спорящих об этой необыкновенной грозе. Все они создают единую тему, внутренне связанную с переживаниями Катерины, подготавливают тот момент, когда вырвется ее покаянный голос, когда она снимет с себя тяжкий груз. И после ее признания снова раздается удар грома.

Так образ грозы включает в себя почти все стороны происходящего в Калинове и вырастает в многомерный символ. В глазах Катерины это - божья кара, но она сама, стихия ее любви, ее последний шаг - это тоже гроза, освещающая, как вспышкой молнии, на миг все "темное царство". Гроза небесная гармонирует в пьесе с грозою нравственной, еще более ужасной. И свекровь - гроза, и, так же как для грозы небесной, нет для нее громоотвода, невозможно разумное ее разрешение. Молнии, прорезавшие небо над Волгой, задели долго молчавшего Тихона, сверкнули над судьбами Варвары и Кудряша.

В заключение хотелось бы привести слова А. Анастась-ева, как бы подводящие итог вышесказанному: "Как и в природе, гроза в драме А. Н. Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу. Вот почему поэтический образ грозы выражает и то освежающее, и то ободряющее чувство, о котором говорил Добролюбов и которое является существенной чертой трагедии".
Похожие сочинения:







Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно