Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

«Изображения вульгарной человека» в рассказах А.П. Чехова


В пору самого высшего творческого расцвета Чехов пишет несколько рассказов об интеллигенции. Он бьет тревогу, предупреждая, что люди, призванные вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которое попадают. Сильным, на мой взгляд, является рассказ «Ионыч» (1898 г.). Сюжет рассказа прост: молодой, умный человек попадает в серое, затхлый городок С. Много работает, живет отшельником, презирает обывателя, с которым не о чем говорить. Интересы жителей города незначительны: вино, карты, нажива, сплетни. Проходит время, Дмитрий Старцев опускается и становится таким как они. Казалось бы, ну что тут особенного, вокруг видишь это на каждом шагу. Время меняет людей. Но страшная правда, так талантливо показана Чеховым, открывает на многое глаза. Если человеку дано больше, чем другим, а она сама себя утопили в обыденности и стал похожим на обывателя, то это духовная смерть. Ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, копить деньги неизвестно зачем, быть «живым трупом». Накопление разрушает личность, если нет внутреннего противоядия, если нет большой жизненной силы, цели жизни. Старцев мало сопротивлялся, любовь его к Туркина тоже было дрибнувате, уже тогда он в уме подсчитывал деньги, которые получит, если женится на ней. Мужики и больница уже не интересуют Старцева, он растерял все свои идеалы, пошлость захлестнула его. Герой ненавидит и презирает жизнь окружающих его обывателей, но это не мешает ему в конечном итоге и самому умножить их число.

Вся история превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в запливаючого жиром стяжателя, которого все зовут теперь только Ионыч, занимает у Чехова менее двадцати страниц. Но каких! Смолоду почти все имеют идеалы, желание принести пользу обществу, в зрелости у многих прослеживается стремление к сытости, к благополучию, к почестям и «теплым» местам. Все прикрываются пышными фразами о долге, чести, пользу, но внутри у каждого, как бацилла, сидит, спрятавшись, все тот же «Ионыч». Чехов своим рассказом предупреждает: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не отдавайте своих идеалов, берегите в себе человека». Та же тема пошлости и пользы звучит в рассказе «Крыжовник». В «Крыжовник» символом уродливой жизни, подчиненной узкой, нелепой цели, становится желание героя приобрести имение, где бы рос свой крыжовник. Всю жизнь он собирал, во всем себе отказывал, его жизнь была просто жалким. Он мог унижаться через каждую копейку, но вот наконец мечта его осуществилась - он ел свои, в его усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. Правда, они горькие. Но свои! Так разве это счастье? Разве для этого живет человек?

А. Чехов дает выразительные портретные характеристики тому и другому персонажу - постарел, разжирелов. Абсолютно животная жизнь, лишенное содержания. Чехов негодует и протестует против такого образа жизни. Просто быть сытым и счастливым - этого человеку мало. Должна же быть какая-то высшая цель. Чехов каждым своим произведением говорит: «Нет, больше жить так невозможно. В рассказах «Учитель словесности», «Стрибуха», «Человек в футляре» звучит грустная нота обиды за человека, обиды за ее ничтожность, приземленность и нежелание изменить жизнь. Л. Н. Толстой высоко оценил рассказ «Учитель словесности». Короткий сюжет: учитель Никитин живет в небольшом городе, работает в гимназии. Он образованный, умный, вроде бы счастлив, женат на любимой женщине. Казалось бы, в его жизни все хорошо. Но пошлость города, пошлость безликой женщины с ее горшками, пошлость коллег в гимназии душат Никитина. Учитель географии Ипполит Иполитич ограничен, говорит только то, что всем давно известно, «что Волга впадает в Каспийское море, а лошади едят овес». Он тупой, скучный, олицетворяет собой многих такого же рода учителей. Жена Никитина, Манюся, развела кувшины и горшки со сметаной, окружила его пошлостью со всех сторон в своем маленьком уютном мире, в котором так спокойно и сладко живется Никитину. Работа в гимназии тоже кажется однообразной и утомительной. Никитин, боясь сойти с ума, решает бежать из этого города, от жены, от пошлости, но можно уверенно сказать, что все это только порыв, минутная вспышка. Он останется и постепенно станет другим. Чехов устами Никитина восклицает:

«Нет ничего страшнее, обиднее пошлости». И вновь звучит та же тема. Ведь есть другой мир! Мир, где люди творят, страдают, ошибаются, создают, составляют, мучаются ... Но они живут в полную силу, а не прозябают. Только там есть жизнь, где есть великая цель, где в работе люди находят удовлетворение, где человек живет не для себя, а для людей. Мне очень близок Чехов, и я ценю его выше других классиков. И мне, вслед за Чеховым, хотелось бы повторить его слова: «Если бы каждый человек сделал на земле все, что могла, как прекрасна была бы наша земля». Ведь так просто! Отчего же мы этого никак не поймем?





Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно