Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Жанровая и идейная своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»


Считается, что произведение Чернышевского «Что делать?» Принадлежит к типу утопических романов. Однако это слишком условная характеристика, поскольку авантюрная завязка сюжета придает ему черты детективной повести, подробное жизнеописание Веры Павловны вносит элементы бытовой драмы, а через рыхлость сюжета, то и дело прерывается крупными соображениями автора, роман трудно втиснуть в рамки какой-либо привычной схемы. Местами автор пытается увлечь читателя скрупулезным - и безумно скучным - подсчетом прибыли, получавших изображены им кооперативные Швейное, или же принимает возвышенный тон, и тогда в течение нескольких страниц роман напоминает поэму в прозе. Нередко автор, подобно суфлеру, врывается в повествование и упорно требует отчета у своих читателей: дескать, все им понятно? И сам же злорадный тоном отвечает: нет, добрейшая публика, ничего-то ты не поняла!

Если подойти к вопросу о жанровой своеобразие этого произведения с юмором - точнее, с «черным юмором», то определить его можно примерно так: это лирико-бытовая фантазия с элементами трагифарса на тему наилучшего благоустройства личной и общественной жизни, написанное автором в тюрьме с наилучшими пожеланиями тем, кто пойдет по его стопам ... Действительно, трудно говорить о произведение серьезно, если учитывать все его удивительные недостатки. Автор и его герои говорят нелепым, топорный и непонятном языке. Главные герои ведут неестественно, но они, словно куклы, послушны воле автора, который может заставить их делать (переживать, мыслить) все, что ему угодно. В этом признак незрелости Чернышевского как писателя: подлинный творец всегда творит более себя, порождение его творческой фантазии имеют свободную волю, над которой не властно даже он, их создатель, и не автор навязывает своим героям мысли и поступки, а скорее они сами подсказывают ему тот или иной свой поступок, мысль, поворот сюжета. Но для этого необходимо, чтобы их характеры были конкретными, имели законченность и убедительность, а в романе Чернышевского вместо живых людей перед нами голые абстракции, которым наспех придали человеческое лицо. Наиболее удачный в романе - и в этом нет ничего удивительного - образ злой, жадной и необразованной Марьи Алексеевны, матери Верочка.

С ее характером ничего не может поделать ни сам автор, ни его герои. Это наводит на мысль о том, что даже у Чернышевского не было особых трудностей в изображении этой фигуры, ведь женщины, подобные Марье Алексеевне, встречаются в жизни сплошь и рядом. Совсем другое дело - «новый тип» человека. Автор предупреждает нас, что такие люди есть, хотя их еще мало. Но Чернышевскому явно хочется, чтобы их было еще больше, вот он и пересолюе, наделяя их сверхчеловеческой выдержкой и ангельской добротой ... Важко судить объективно об идейной своеобразие книги, отвратительно написанной. Однако ни один русский писатель не может похвастаться таким успехом, который выпал тогда на долю автора «Что делать?». Секрет ее успеха - в ее моральном воздействии на общество. Идейная своеобразие романа сводится к проповеди новой морали. Критики, принадлежавшие к правому консервативному лагерю, объявили роман безнравственным, однако замечательный русский богослов А. М. Бухарев (в монашестве архимандрит Феодор) признал, что книга по духу - глубоко христианская. Действительно, автор уделяет большое внимание аскетическим принципам: Рахметов спит на гвоздях, чтобы приготовить себя к перенесению пытки, он отказывает себе во всех человеческих радостях и посвящает жизнь служению Истине. Особенно много нападок вызвала проповедь свободной любви, отрицание ревности, основанной на недостойным, чувстве собственности.

Однако половая распущенность процветала именно среди представителей правого консервативного лагеря - среди гвардейских офицеров, разрешительных помещиков, важных чиновников, а вовсе не в кругах аскетически настроенной революционной интеллигенции. Проповедь свободы любви в романе Чернышевского означает проповедь искренности чувства и ценности любви как единственного оправдания отношений между мужчиной и женщиной. Прекращение любви с одной из сторон является прекращением содержания отношений. Тема свободы любви не имела у Чернышевского ничего общего с темой оправдания беспорядочных половых связей. Чернышевский восстает против всякого социального насилия над человеческими чувствами, им движет любовь к свободе, уважение к искренности чувства. И все же обычный читатель - просто читатель, а не революционер и не воинствующий моралист - едва ли задовольниттся подобными объяснениями и не поймет, почему ему следует выискивать достоинства в плохо написанной книге. Всем известна летучая фраза Е. Евтушенко: «Поэт в России - больше чем поэт». Но быть может, было бы лучше, если бы каждый в России занимался своим делом. Поэты писали бы стихи, писатели - романы, а общественные деятели занимались политикой!






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно