Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Пагубное влияние ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЧЕЛОВЕКА


Произведение По повести И. С. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья». Все произведения И. С. Нечуя-Левицкого дышат правдивостью изображения народной жизни. Нечуй-Левицкий в своих произведениях отразил стремление народа к лучшей жизни, его ненависть к угнетателям. Писатель внимательно наблюдал все черты жизни народа. Усвоих произведениях он показал не только великолепные картины быта украинского села, стремление трудящихся масс к новой жизни, но и отразил как морально губит человека порождение эксплуататорского строя. Эту тему он раскрывает в повести «Кайдашева семья», вышедшей в 1879 году. «Великий мастер зрения», Нечуй-Левицкий не мог не коснуться этой темы. Писатель видел, как жестоко изувечил крепостнический строй простой люд. Но и после отмены крепостнической системы жизни народа не улучшилось. На смену барщине пришла «голодная воля». Новый капиталистический строй порождает новое зло - борьбу за «твое» и «мое» среди крестьян. Частная собственность морально губит людей, они становятся жестокими и грубыми, их богатый душевный мир постепенно закрывает темнота. Образы «Кайдашевой семьи» - это жертвы эксплуататорского строя, морально изуродованы люди.

Герои повести - старый Кайдаш с Кайдашихой - бывшие крепостные. Тяжелый труд на барщине наложила на них свои отпечатки: герои слишком рано состарились. Это видно из портрета Омелька Кайдаша: «Кайдаш строгал ось. Широкие рукава закачались до локтей, из-под рукавов были видны здоровые загорелые жилистые руки. Широкое лицо было худощавое и бледное, словно лицо у монаха. На сухом высоком лбу набегали густые мелкие морщины. Кудрявые иссечено волосы торчали на голове, как пух, и блестело сединой. Итак, портретное описание Кайдаша свидетельствует о тяжелой жизни во времена крепостничества. Теперь у Кайдашей появились достатки, но и для этого немало приложить усилий потребовалось Кайдашу. А какой же стала Кайдашиха? По барщины она служила у панов. Ее брали в панский дворец еще девкой за кухарку. Ту т она набралась всего барского, ее речь стала льстивые, в ее душе развилась какая уважение к господам. Маруся переняла все барские привычки, да и сама хотела стать «пани» хоть в своей семье. Она пытается во всем верховодить. Свысока и грубо относится к своим невесток, к мужу. Недаром за барские привычки на селе прозвали Кайдашиху «пани эконома».

Жизнь Кайдашей было более-менее мирным, пока Карпо и Лаврин НЕ женившиеся. После женитьбы сыновей начинается беспощадная борьба за «твое» и «мое». Каждый из сыновей считает себя настоящим хозяином. Ссоры между ними ведутся за раздел родительского хозяйства. Женщины тоже готовы повидираты друг другу глаза за какие мотовила или кружки. В этих постоянных ссорах проявляется мелочность героев. Сын бьет отца, Невиска выкалывает свекрови глаз. И за что? За то, что при ссоре Мотрина ребенок разбила кружку Кайдашихи. И вот уже в обоих домах полно шума: летят горшки и миски, кричат дети. А Кайдашиха умышленно размазала кровь по всему виду и побежала через все село с окровавленным лицом. Мотрю за бабу посадили в холодную. Но это помогает? Ссоры между Матреной и свекровью, Мотрей и Мелашкой не прекращаются. Молодые калечат друг другу скот, выбивают окна, воруют яйца. Брани и драки между двумя семьями иногда затихают. Но не надолго. Вскоре они снова начинаются. Эти люди совершенно загрубевшие, они постепенно теряют свои лучшие качества. Автор изображает две семьи, как две враждебные силы, которые готовы броситься друг на друга: «Две семьи, как две черные тучи приближались одна к другой грустно и уныло. До чего же дошли эти люди, даже собаки, позадиравшы хвосты, стояли и удивленно смотрели на них? А сколько шума и крика было через эту грушу? Мотря готова была убить Мелашчиних детей за то, что те сорвали себе несколько груш. Карпо и Лаврин тоже стали доказывать, чья это груша. И борьба эта, которую породила частная собственность, не заканчивается. Ибо пока будет существовать эксплуататорская система с ее главным злом - частной собственностью, до того не прекратится то безграничное стремление человека к обладанию вещами.

Но самое страшное, что и Мотря и Малашка, и старый Кайдаш и сама Кайдашиха - люди, имеющие богатый душевный мир. Каждый из них имеет какие замечательные черты характера, какие хорошие способности. Взять, например, старого Кай-даша. С первых строк повести мы узнаем, что Омелько - добрый, трудолюбивый мастер. Это человек, который постоянно стремится к примирению в семье, человек с доброй, отзывчивой душой. Сыновья? Карп - волевой, смелый человек. Он имеет самостоятельный разум, умеет постоять за себя. Лаврин выделяется среди других образов своей поэтической, песенной натурой, пылким сердцем. Которая поет и красивая и ласковая у него язык! Когда парень впервые увидел Мелашку, он с восторгом любуется ею: «Где ты, краса, родилась с твоими шовковитимы бровями; если бы ты кукушкой в лесу, я тебя и там поймает». А Мелашка? Как нежно и верно любит она своего Лаврина, как скучает, когда его нет рядом. Ее лиризм, красота души, внешняя красота - все это изображается автором с такой нежностью! И Мотря моторная, трудолюбивая женщина, умеет защитить себя. Старая Кайдашиха? Разве она не любит детей? Разве не хорошая и не аккуратная хозяйка?

Но все эти прекрасные черты характера, все замечательные способности этих людей постепенно погибают, теряются. Куда может пойти Кайдаш, чтобы не видеть драк и не слышно ссор? В кабак. Здесь он выливает свое горе за рюмкой. Это доводит его до белой горячки, и он тонет почти в луже. Карп становится грубой, черствой человеком, который не уважает родных родителей, но постоянно отстаивает свое право на «мое». «Пойдем в волость, - говорит Карп брату, - я свою долю не уступлю. Лаврин тоже теряет свою лирическую душу. Он, как и Карп, упорно борется за свое «мое». Гибнет и прекрасная душа Мелашку, которая попала в этот ад. Она вместе со свекровью каждый ругается с Мотрей. Кайда-Шихао готова съесть свою старшую невестку. Кто же виноват в том, что люди с прекрасными чертами гибнут морально? Виноват в этом существующий порядок. В обстоятельствах эксплуататорского строя эти черты и замечательные способности героев не могут развиваться, они гибнут под воздействием социального зла - частной собственности. Эти черты характера и способности тратятся не на пользу обществу, а на борьбу за «твое» и «мое». Ус ю свою энергию, свежие силы совсем молодые люди отдают ссорам, ругань и дракам. Жаль становится этих людей.

Но нет ли таких и в наше время «Кайдашева семей»? Конечно, есть. И сейчас встречаются люди, которых не беспокоит жизни общества. Главная их задача - приобрести побольше вещей. Но в нашем обществе человек ценится не по богатству, а по уму, по ее способностями. И люди, которые всю свою жизнь отдают корыстной деле, - это морально убогие, ограниченные люди. Им не место в нашем обществе. Итак, тема произведения, которая была раскрыта И. С. Нечуй-Левицким более ста лет назад, актуальна и сейчас.

не уважает родных родителей, но постоянно отстаивает свое право на «мое». «Пойдем в волость, - говорит Карп брату, - я свою долю не уступлю. Лаврин тоже теряет свою лирическую душу. Он, как и Карп, упорно борется за свое «мое». Гибнет и прекрасная душа Мелашку, которая попала в этот ад. Она вместе со свекровью каждый ругается с Мотрей. Кайда-Шихао готова съесть свою старшую невестку. Кто же виноват в том, что люди с прекрасными чертами гибнут морально? Виноват в этом существующий порядок. В обстоятельствах эксплуататорского строя эти черты и замечательные способности героев не могут развиваться, они гибнут под воздействием социального зла - частной собственности. Эти черты характера и способности тратятся не на пользу обществу, а на борьбу за «твое» и «мое». Ус ю свою энергию, свежие силы совсем молодые люди отдают ссорам, ругань и дракам. Жаль становится этих людей.

Но нет ли таких и в наше время «Кайдашева семей»? Конечно, есть. И сейчас встречаются люди, которых не беспокоит жизни общества. Главная их задача - приобрести побольше вещей. Но в нашем обществе человек ценится не по богатству, а по уму, по ее способностями. И люди, которые всю свою жизнь отдают корыстной деле, - это морально убогие, ограниченные люди. Им не место в нашем обществе. Итак, тема произведения, которая была раскрыта И. С. Нечуй-Левицким более ста лет назад, актуальна и сейчас.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно