Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Осуждение ужасов войны в творчестве Василия Билова и Генриха Белля


Вторая мировая война была самой жестокой, самой страшной в истории человечества. В памяти тех, кому суждено через нее пройти, навсегда запечатлелся военном лихолетье. Предостерегая последующие поколения от повторения катастрофы, они рассказывают об ужасах войны в мемуарах, кинофильмах, книгах. Белорусский писатель В. Быков участвовал в той войне, был лейтенантом Советской Армии, в тяжелых боях за Кировоград «погиб» - на монументе в честь павших было отчеканено и его имя, а родным поступила «похоронка». После окончания войны еще десять лет служил в армии. Потом демобилизовался и полностью посвятил себя литературной деятельности. Центральной темой его творчества стали трагические события Второй мировой войны. Герои повести «Альпийская баллада» (1963) - белорусский юноша Иван Терешка и итальянская девушка Джулия. Судьба свела их на заводе в Италии, где работали смертности-ники-пленные из разных стран, бойцы-антифашисты, воины сопротивления. При взрыве бомбы, который готовили Иван со своими товарищами, юноша бежит с завода, впоследствии к нему пристала Джулия. Иван не может руководствоваться принципом: «выжить любой ценой», не может отвлечься от слабого в трудную минуту, хотя по собственному опыту знает, что спастись одному легче. Юноша уже третий раз сбегает из плена. Его страстное влечение к свободе не могут сломить никакие испытания неволе: ни издевательства фашистов над пленными, ни нечеловеческие условия существования, в которых сохранить живую человеческую душу, собственное достоинство, волю к сопротивлению и борьбе - это подвиг. Война несет с собой руины, кровь, смерть.

Но самое страшное - когда с человека вытравливается все человеческое, как из того команда фюрера Зандлера, который заставлял беззащитного пленника чистить сапоги рукавами арестантской куртки или полицейского Гриця, готового поджечь дом своего кума за то, что он прячет советского бойца, или тех эсэсовцев, которые издевались над сумасшедшего гефтлинга, тыча в него сигаретами. Эти нелюди ничем не отличались от тех собак-волкодавов, которых они спускали на беглецов.

Души же Ивана и Джулии, несмотря на все ужасные обстоятельства, при которых они встретились, остаются живыми. В них неожиданно для самих героев зарождается чистой любви, как эти цветущие под ярким небом маки, среди которых оказались молодые люди. Конец трех дней свободы на фоне утренней природы, которая не ведает того, что рядом с ней действуют люди, предоставляет сказания о героях, чьи судьбы истерзанные войной, особого трагизма.

Немец Г. Белль тоже участвовал во Второй мировой войне, но с другой стороны, как солдат немецко-фашистской армии, хотя и уклонялся от участия в политической жизни, пока не был мобилизован сначала для отбытия трудовой повинности, а затем в вермахт. На фронте был несколько раз ранен, после победы на Германиюой некоторое время находился в американском плену. С 1947 г. начинает заниматься литературой. Как писатель Г. Белль начинал в русле так называемой «литературы руин», преимущественно была сосредоточена на осмыслении недавней войны и ее последствий. Военная тема стала одним из краеугольных камней белливськои «эстетики гуманного».

1950 издан Сборник рассказов Белля «Попутчик, когда ты придешь в Спа ...». В них писатель рассказал о страшной судьбе своего поколения, о том, что он не может молчать и тем самым давать возможность другим изображать недавнем прошлом украшен, в героических тонах, закрывая глаза на зверства и преступления.

Герой рассказа «Попутчик, когда ты придешь в Спа ...» совсем юный. Еще три месяца назад он учился в гимназии. И вот он снова оказался в своей школе, но на этот раз он не бежит по лестнице и коридорам, а его несут тяжелораненого на носилках. Он даже долго сомневается в том, действительно ли это его гимназия, настолько чуждой стала школа, превращенная в госпиталь. Сомнения рассеялись лишь после того, как он увидел в классе на доске фразу, написанную рукою. Почти одновременно с этим герой, который никак не мог понять, куда он ранен, увидел свое отражение в стекле лампочки - «такой короткий, белый, узкий свиток марли, словно причудливый хрупкий кокон», а впоследствии, когда его размотали - что у него нет обеих рук и правой ноги.

Рассказ Г. Белля насыщенное символами, которые передают абсурдность войны, которая превратила гимназию на «мертвый» дом, комнату сторожа Биргелера, где герой гимназистом пил молоко, - на хранилище мертвецов, а сам Биргелер теперь не сторож, а пожарный. Символической же и недописанные на доске цитата, который обрывается на полуслове, - знаменитые строки древнегреческого поэта Симонид Кеоського: «Путник, когда ты придешь в Спарту, расскажи там, что мы лежим здесь, честно виконазшы закон». Фраза написана на доске семь раз. Число семь в библейском контексте означает бесконечность. Поэтому произведение приобретает особое философского звучания о вечности борьбы со злом.

Веское слово в противоборстве добра со злом принадлежит искусству. Художественные произведения непосредственных участников Второй мировой войны белоруса Василя Быкова и немца Генриха Белля, осуждая ужасы войны, раскрывая ее абсурдность, убедительно доказывают, что война не приносит счастья никому: ни тем, кто начинает войну, ни тем, кто против собственной воли вынужден брать в ней участие.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно