Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Художественное своеобразие лирики Б. Пастернака


В ряде крупных художественных открытий русской литературы XX века поэтическая система Бориса Пастернака по праву занимает одно из первых мест наряду с творчеством Блока и Маяковского. У каждого поэта свой «образ мира, в слове обнаружен. Зрительное ощущение каждого человека избирательно и отлично от восприятия других. Относительно этого художник - человек двойная, потому что ему предстоит не просто увидеть мир, но и представить его вновь, уже преображенным, пропущенным через призму творческого воображения. Поэтическая картина мира, таким образом, является собственностью самого автора, и происходящее в ней существует по его законам. Отложив томик поэзии Пастернака, задумаемся о том неповторимый мир, который создал поэт. С первых строк нас поражает чувство преклонения и восхищения перед всем живым - а живет у Пастернака все, что вообще «есть»: дворы, сад, сумрак, весна, гроза, улицы, песок. Ежесекундно жизнь прекрасна, так же как прекрасные все его проявления: поэзия Пастернака не знает деления на большое и малое, низменное и возвышенное, живое и неживое. Взгляд автора схватывает все, слух - все слышит, а вещание всеобъемлющее:

Слепого полудня желатин, И желтые очки промоин, И тонкие слюдинки льдин, И кочки с черной бахромой.

Поэт, как губка, впитывает в себя влагу жизни, пьет «... небес осенних горечь ... горечь вечеров, ночей и людных сборищ», чтобы потом выжать все на бумагу. Эта «всеядность» означает всеприйняття автором всего происходящего и существует. Так, в жизни есть свои драмы, но ... Стихотворение «Марбург», шедевр раннего Пастернака, повествует о странной метаморфозе, произошедшей с героем после того, как ему отказала возлюбленная. Он замечает, что вокруг все продолжает жить, что «каждая малость»

Жила и, не ставя меня ни во что, В прощальном значении своем поднималась.

Постепенно боль отказа стихает: жизнь побеждает, и герой смотрит в лицо новому дню. Герою стихотворения открылась лечебное сила мироздания. Но не следует забывать, что в начале была любовь. Именно любовь стало источником, толчком к открытию мира. В поэзии Пастернака это чувство выступает в новом качестве. Законы любви - это законы всеобщей связи явлений во всем мире. Любовные конфликты в Пастернака лишены того трагического накала и нарочитой «несдержанности» чувств, присущих им в лирике Маяковского и Цветаевой. Любовь в стихах поэта влечет не потому, что «есть в близости людей заветная черта», как считает Ахматова. И еще менее из-за того, что всякий любовный дуэт есть одновременно дуэль, «поединок роковой». Двое расстаются потому, что

Сильнее на свете тяга прочь И манит страсть к разрывам.

И конфликты эти вовсе не безвыходные: мы отметили это в «Марбурге. Еще один пример - в стихотворении из романа «Доктор Живаго», называется он «Поясние ». Герой, расставаясь с любимой в некоторой степени утешает ее:

Пройдут годы, ты женишься, Забудешь беспорядок.

Оборот «жениться» здесь не столько официальный, сколько возвышенный. Вступают в мир, в новую жизнь. В соответствии своей женской судьбы («быть женщиной - великий шаг») героиня найдет новое счастье. Поражает удивительное отношение Пастернака к женщине. Тема эта проходит красной нитью во многих его стихах. Женский образ у поэта лишен крайностей других авторов. Это не «гений чистой красоты», не воплощенное коварство и изменчивость, не страдающая жертва, не символ Вечной Женственности. Ощутимо какое-то неуловимое благоговение «перед чудом женских рук», наделение женщины каким чудесным качеством. Это - исконная близость ее к природе, ее естественность, убедительность и стверднисть, достойные того, чтобы быть воспеты:

Красавица моя, вся стать, Вся суть твоя мне по сердцу, Все рвется музыкой стать, И все на рифмы просится.

Необычным образом представлена в лирике Пастернака природа. Мало чисто пейзажных описаний, мало описаний «чистой» природы. Все нарисовано то вперемешку: природа какая пригородная, и недаром любимый пространство поздних стихов автора - поселок Переделкине. Пастернак не отделяет природное от культурного, рукотворного, а сближает их. Он одомашнивают стихии, он - поэт, живущий, «в родстве со всем, с верою и разбираясь с будущим в быту». И поэтому в его стихах волны странно, но все же еще вполне «поэтически» шумят «в миноре», однако похожи они на ... вафли, которые печет прибой. Этот гастрономический образ не выглядит нелепым для того, кто знает Пастернака: в его «стихах он выражает сущность оригинального авторского подхода к миру, к природе. Описывая чудесные мгновения жизни, поэт обычно не устает их детализировать. Вся его поэзия - своего рода гимн деталям, подробностям. Поэтическая декларация этого подхода к миру и творчеству - стихотворение «Давай ронять слова ...». Настоящем создателю «ничто не мелкое»: он погружен в обработку Кленового листа ... Жизнь существует в подробностях, в деталях - в этом разгадка его тайны. Описать - значит, показать связи между предметами, их «взаимоотношения», в каком смысле их любовь. Так, в одном из первых стихотворений Пастернака весна - «черная». Весна? Пора любви, надежд, и вдруг ... Однако поэт хотел показать другое: после снежной, белой зимы обнажается черный грунт, предшествующего и питает зелень лета. Гимн деталям - порой необычным - становится гимном самой жизни. Стихи Пастернака насыщенные сложными метафорами, сравнениями. В этом «наводнения образов и чувств», как сказал о его поэзии О. Мандельштам, читатель часто просто теряется. Поэт пишет взахлеб, одним сплошным потоком, стремясь охватить явление в его мгновенному виде. Так рождается новый синтаксис Пастернака, нарушающий нормы языка во имя экспрессии.

Выразительность его строк подчеркивается звуковыми повторами, аллитерацией, к которой всегда любил прибегать поэт. Поэзия Пастернака в равной мере живописная и музыкальная (атмосфера детства поэта способствовала развитию различных художественных способностей. В ней - желто-лимонные пруды, черные ручьи, красный воск мандаринов. Повтор схожих звуков в строфе как бы скрепляет текст, намекает на какие скрытые связи предметов. Пастернак внес в стихи свое видение мира: «луга, осоки, сенокосы, грозы раскаты» в их неповторимости и жизненной силе. У него свое понимание мира и свой способ его выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризований. Сущность своего метода, как и право на него поэт определил в своих заметках так: «Гений есть кровно ощутимое право мерить все и вся по-своему, чувство краткости из вселенной, доступности всего живого».

ный синтаксис Пастернака, нарушающий нормы языка во имя экспрессии.

Выразительность его строк подчеркивается звуковыми повторами, аллитерацией, к которой всегда любил прибегать поэт. Поэзия Пастернака в равной мере живописная и музыкальная (атмосфера детства поэта способствовала развитию различных художественных способностей. В ней - желто-лимонные пруды, черные ручьи, красный воск мандаринов. Повтор схожих звуков в строфе как бы скрепляет текст, намекает на какие скрытые связи предметов. Пастернак внес в стихи свое видение мира: «луга, осоки, сенокосы, грозы раскаты» в их неповторимости и жизненной силе. У него свое понимание мира и свой способ его выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризований. Сущность своего метода, как и право на него поэт определил в своих заметках так: «Гений есть кровно ощутимое право мерить все и вся по-своему, чувство краткости из вселенной, доступности всего живого».






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно