Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Разоблачение преступной общества в романе "Преступление и наказание"

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений. Показать

Многие крупные писателей в своих произведениях создавали образ Петербурга, раскрывая все новые и новые его грани. Достоевский в своем романе изображает столицу в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург в романе - не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное "действующее лицо" - город, который давит, душит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи, и поэтому история нравственной борьбы Раскольникова разворачивается в романе на широком фоне повседневной жизни города. Перед нами проходят образы чиновника Мармеладова, его жены Екатерины Ивановны, умирающая от чахотки, матери и сестры Родиона Раскольникова, успевших уже в провинции, где они жили раньше, познакомиться с трудной судьбой человека с непривилегированных слоев населения, пережить гонения помещиков и богачей. Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину, и его взаимоотношений с ростовщиком; мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; молчаливую трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из безвыходное положение семьи пойти на улицу, чтобы продавать себя и обречь на постоянные, мучительные унижения.

Достоевский представляет нам целую галерею "деловых" людей, которые наживаются на народном горе. Образ Алену Ивановны, старухи-процентщицы, постоянно появляется перед Раскольниковым. В романе старуха возникает из мрака: "... и только виднелись ее ячейки, сверкали из темноты. Алена Ивановна - это крошечная сухая старушка лет шестидесяти, с злыми глазками, с маленьким острым носом и простоволосая. Белокурые, мало поредевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было накручено какое фланелевую тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся потрепанная и пожелтела меховая кацавейки.

Эта "старушка" бьет и держит в рабстве свою сестру-великаншу, простодушную Елизавету. Лихварка скупа и безжалостная: она дает за вещи, принесенные ей в залог, всего четвертую часть их настоящей цены и бьет непомерные проценты. А все накопленные богатства по завещанию должны перейти в монастырь и "на вечное поминание" бессовестного старухинои души.

Следующий представитель галереи - Лужина. Лужина автор изображает ограниченным, расчетливым и трезвым дельцом-приобретателем. Раскольников, еще до своей первой встречи с ним, разгадал корыстную, черствую и бессердечные натуру Лужина и глубоко возненавидел его. И, однако, сталкиваясь с Лужным, Раскольников с отвращением убеждался, что, как это ему ни противно, между ним и щелочным есть и точки соприкосновения. Лужина - не просто себялюбивая, рассудительный делец. Свой образдействий он пытается оправдать с помощью принципов политической экономии и буржуазной морали. Выслушав рассуждения Лужина, Раскольников неожиданно осознает, что эти принципы являются более низменным вариантом его собственных взглядов, вульгарным опошления его "идей". "А доведите до последствий, что вы проповедовали, и выйдет, что людей можно резать", - заявляет он Лужина, общность между ними обоими.

Достоевский тем самым заставляет героя ощутить близость между его "наполеоновской" теорией и экономической теорией Лужина. В отличие от Лужина, образ Свидригайлу отвратительный и трагический. В романе авантюрист-помещик Свидригайло воплощает нравственное разложение русского дворянства. Когда Свидригайлу посадили за долги, его выручила Марфа Петровна, на которой он вскоре женился. Неожиданно, пришедшее к нему богатство, власть над крепостными душами - все это развратившее его. Свидригайло не только опустошен внутренне, он и сам трагически осознает свою опустошенность и глубоко страдает. Отвращение к себе, трагическое ощущение душевной болезни, начинающейся уживается в нем с цинизмом, с садистскими наклонностями. Борьба между жаждой жизни и голосом совести, вызывающим у него отвращение к самому себе, приводит его к самоубийству. На первый взгляд, между помещиком Свидригайлов, которого "обошла" крестьянская реформа, и бедняком Раскольниковым, сестру которого преследует Свидригайло, столь же мало общего, как между Раскольниковым и ненавистным ему дельцом Лужным. И однако умный Свидригайло при первом же свидании с Раскольниковым заявляет ему, что они "одного поля ягода. Провозглашаемое Раскольниковым отрицание нравственных норм, утверждение им идеи "сильной" личности приводят не только к оправданию "идейного" преступления Родиона Раскольникова, но и к оправданию разврата и нравственной опустошенности Свидригайлу, вызывающих у него самого тоску и внутреннее омерзение. Если "экономическая" мораль Лужина способна привести к теории Раскольникова о "праве" на преступление, то та же теория в другом видоизменении может привести к свидригайловщине, к потере различия между добром и злом, до полного морального разложения личности - такая реальная логика вещей, раскрывает нам Достоевский.

Болезненный для самого Раскольникова крах его идеи, то моральное пытки, что он переживает после убийства, выражают, по мысли автора "Преступления и наказания", торжество общественного, народного начала, присущего натуре Раскольникова, над теми эгоистическими мечтами и духовными обманами, которые роз ' соединяют человека с народом, ведут его падению и гибели. Такой глубокий философский смысл "Преступления и наказания", что делает этот роман столь значительным для современного читателя - участника сложной и напряженной борьбы за новые социальные и нравственные идеалы.

Достоевский писал в конце своей жизни, что его заветной мечтой как человека и писателя всегда оставалась стремление помочь угнетенным и обездоленным людям во всем мире найти достойное человека существование, завоевать путь в "царство мысли и света". Во всей реалистической прозе XIX века нет другого произведения, которое бы с такой правдивостью изображало картины страданий широких масс, вызванных нищетой, социальным неравенством и угнетением, как "Преступление и наказание".

Вместе со своим главным героем Достоевский гневно отвергает как оскорбительные для человека взгляды многих мыслителей своей эпохи, думают, что страдания и нищета неизбежны во всяком обществе, что они составляют извечную судьбу человечества. Великий русский писатель страстно защищает идею нравственного достоинства человека, не желает быть "вшей", не хочет терпеть и безмолвно подчиняться, но всем своим существом восстает против общественной несправедливости.

девясил столь значительным для современного читателя - участника сложной и напряженной борьбы за новые социальные и нравственные идеалы.

Достоевский писал в конце своей жизни, что его заветной мечтой как человека и писателя всегда оставалась стремление помочь угнетенным и обездоленным людям во всем мире найти достойное человека существование, завоевать путь в "царство мысли и света". Во всей реалистической прозе XIX века нет другого произведения, которое бы с такой правдивостью изображало картины страданий широких масс, вызванных нищетой, социальным неравенством и угнетением, как "Преступление и наказание".

Вместе со своим главным героем Достоевский гневно отвергает как оскорбительные для человека взгляды многих мыслителей своей эпохи, думают, что страдания и нищета неизбежны во всяком обществе, что они составляют извечную судьбу человечества. Великий русский писатель страстно защищает идею нравственного достоинства человека, не желает быть "вшей", не хочет терпеть и безмолвно подчиняться, но всем своим существом восстает против общественной несправедливости.


Похожие сочинения:






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно