Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Отображение национального самосознания героев в произведениях Александра Довженко


Чтобы не творил Александр Довженко, выполняя кощунственные партийные заказы, он оставался украинского. И герои его произведений также украинские - большими и никчемными, сознательными в своей безоговорочной преданности родной земле и отравленными фальшивыми советскими лозунгами о слиянии наций. Самобытные фигуры украинского, изображенные в киношедевре Земля, потрясли мир. В фильме сих пор поражают сцены плач в доме Белоконя, неистовство Фомы, что вкручивается в землю, как червь, кадры с невестой тракториста Василия, которая, порвав на себе всю одежду, в отчаянии взбирается на стены. А деды в "Земли" и в предыдущих фильмах - это поэтическое воплощение исконно народных традиций. В "Земле" предстает во всей полноте и исчерпаемости наша Украина, мощный пульс жизни которой струится сквозь сердца крестьян, сквозь небесную слива света, их озаряет и дает им родниковую мощь. "Весь ясный подсолнечный мир, - читаем в сценарии, - стоял неподвижно, словно хор красивых детей, устремила ввысь свои радостные лица. А над "лицами" тихо сновали покинутые дедом золотые пчелы.

Величественная украинская киноэпопея была признана самыми требовательными критиками мирового кино как шедевр. Однако большевистскому правительству не нужно было украинское кино, тем более гениальное. Поняв это, Довженко взялся за перо. Как прозаик он оставил четыре киноповести ("Повесть пламенных лет", "Поэма о море", "Украина в огне" и "Зачарованная Десна") двадцать рассказов и знаменитый "Дневник". Уже в рассказе "На колючей проволоке" указано на главную причину трагедии украинского народа - его обреченность переходить из-под одной оккупации под другую. "Мы еще вернемся" - угрожали, отступая, красные комиссары. И угроза была ужасно осуществлена: освободители уничтожили людей во много раз больше, чем немецкие фашисты. Кто находился в плену, в окружении, кто выполнял любую работу в годы оккупации, был в УПА, кто сопротивлялся вступлению в колхоз - все подвергшихся репрессиям, а то и просто были расстреляны, и поэтому, когда отряды Красной Армии освободили первый украинский село , Александр Довженко не упал на родную землю на колени, не заплакал, а молчал, потому что это была земля завоевана, вечная пленница.

Олицетворением Украины, воплощением лучших черт украинского характера для Довженко, как и прежде для Тараса Шевченко, была украинская женщина - мать, любимая, сестра. Галерею прекрасных женских образов создано в киноповести "Украина в огне". Это и Берегиня роду - Татьяна Запорожчиха, и ее дочь Олеся, и подруга Олеси - Христя хуторное и Мотря Левчиха и другие. Все они изображены автором с большой симпатией, и Олеся ближайшая его сердцу. Красивая и нарядная заботливая и скромная, цнотлива и певучая, Олеся пела так громко и так прекрасно, как не снилось ни одной артистке Вообще была она тонкой, одаренной натурой, тактичной, доброй, трудолюбивой и безупречно воспитанным честным родом. Олеся, патриотка своей нации, глубоко переживает всенародную беду - оккупацию. Прижав руки к груди, она чисто по-женски восклицает: "О боже мой! Что же будет с нами? 3 "нами" - это с ее родом, с родным селом, со всей Украиной. Олеся любит свой край, но ее патриотизм не декларативный. Схвачена по дороге в Германию третий раз и полагая, что приходит ее последний миг, девушка из рода По-порожцив умоляет: "Дайте мне хоть горсть Лемли. Прошу вас. Родная земля моя ".

Самым трагическим женским образом повести образ Христе хуторное, так как публично в партизанском отряде судимы за искренность и правду - за доброе слово о своем муже, итальянского офицера. За то, что он не сделал никакого преступления, ее, порядочного женщину, обизвано грязными словами - "проституткой", "стелькой" ... и "националисткой. Олеся и Христя - два основных компонента образа Украины: первая - ее поэтическая душа, а вторая - ее трагическая судьба.

Если красоту и нежность Украины воспето в образах девушек и матерей, то ее силу и мужество воплощены в мужских образах, главным образом, одной семьи Запорожцев - Лаврина, главы рода, и пятерых его сыновей - Романа, Ивана, Савки, Григория и Трофима . Запорожцы - люди трудолюбивые, устойчивые, веселые и гордые. Когда гордому Сеньке во время налета немецких самолетов советуют падать, он как бы нехотя отвечает: "А чего бы я падал? Идем на войну и будем от первой бомбы падать? "

Автор недаром выделяет образ Лаврина Запорожца, перед которым - казацкие традиции, а в нем и за ним - его род, его пятеро сыновей-казак. Выдан полицаем, схвачен и замучены фашистами, Лаврин не теряет мужества, с большим достоинством беседует с палачом. Силу он черпает в ненависти к оккупантам:

Ты страдаешь? Нет. Почему? Я тебя ненавижу ".

Как атлант, как Антей, борется Лаврин на колючей проволоке с начальником полиции, и неоружний побеждает вооруженного. "Они били друг друга тяжелыми и ржавый обломками своей тяжелой истории". Лаврин действительно был человеком казацкой закалки: не только сам выиграл битву за свою жизнь, но и зажег жаждой свободы всех остальных в концлагере: "Поднимайтесь, кто силен и могуч / Кто жить хочет, вылезает из могил! .. Ни шагу назад. Вперед! "Произошло чудо:" Такого еще не видел ни украинский месяц, ни звезды. Запорожец один уничтожил половину вражеских автоматчиков ... Он выводил людей на волю ". Написано это, не гнушаясь гиперболы, в духе лучших традиций нашего народного эпоса. Исторических песен и дум. Читаешь страницы, посвященные Лаврину Запорожцу, - и перед тобой растет и растет чуть ли не Прометеевское фигура сродни Байде, Сиркови, Наливайку, Богуну, Тютюннику, Ко-новальцю. Под стать Лаврину и его сыновья, особенно - Роман.

И умирая шутит - это сказано о украинском. Больше всего в повести шутит разведчик Мина Товченюк. В гестаповских застенках на грозный вопрос: "Где партизан Запорожец?" - Отвечает: "Где куст, там и Запорожец, где лес, там и тысяча. И не только шутит, словами играя. А действует с юмором. Пойман и приведен в сам штаб, он сумел забраться на печь и оттуда все выслушивать. Во время переполоха Мина мог убежать, но взял и пошел опять на печь, мол, еще не все выведал. Мина шутит даже под виселицей, приговорен к смерти, смело всячески обзывает немцев и даже поет их гимн, учитывая что оккупанты протянули правые руки лопатами вверх. Когда же в деревню ворвались партизаны, Мина сняв петлю, начал по-хазяйськискладаты веревку. Так в образах ЗапорожцивДов-ченика, Кравчины, Бесараба ожила в нашей литературе славная казацкая победа. А разве не были казаки сознательные своего рода и своей земли? Творчество Довженко убеждает, что есть патриотизм значительно глубже от деклараций и лозунгов, он - в генетической памяти мозолистых рук пахарь-земледельца.

и растет чуть ли не Прометеевское фигура сродни Байде, Сиркови, Наливайку, Богуну, Тютюннику, Ко-новальцю. Под стать Лаврину и его сыновья, особенно - Роман.

И умирая шутит - это сказано о украинском. Больше всего в повести шутит разведчик Мина Товченюк. В гестаповских застенках на грозный вопрос: "Где партизан Запорожец?" - Отвечает: "Где куст, там и Запорожец, где лес, там и тысяча. И не только шутит, словами играя. А действует с юмором. Пойман и приведен в сам штаб, он сумел забраться на печь и оттуда все выслушивать. Во время переполоха Мина мог убежать, но взял и пошел опять на печь, мол, еще не все выведал. Мина шутит даже под виселицей, приговорен к смерти, смело всячески обзывает немцев и даже поет их гимн, учитывая что оккупанты протянули правые руки лопатами вверх. Когда же в деревню ворвались партизаны, Мина сняв петлю, начал по-хазяйськискладаты веревку. Так в образах ЗапорожцивДов-ченика, Кравчины, Бесараба ожила в нашей литературе славная казацкая победа. А разве не были казаки сознательные своего рода и своей земли? Творчество Довженко убеждает, что есть патриотизм значительно глубже от деклараций и лозунгов, он - в генетической памяти мозолистых рук пахарь-земледельца.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно