Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Большая стихия революции (поэма А. Блока «Двенадцать»)


Поэма А. Блока «Двенадцать» была написана в 1918 году. Это был страшный время: четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков и, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того крутая, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как гибель русской земли. На этом фоне явным контрастом прозвучала блокивська поэма, она многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о товстоморду Катьку? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова: «Пальньом-ка пулей в святую Русь?». Вопросы эти были поставлены после первой публикации поэмы «Двенадцать» в газете «Знамя труда». Сегодня, в новом веке, все эти вопросы встали перед нами с новой силой. Поэма «Двенадцать» снова вызвала пристальный интерес, мы вглядываемся в нее, вглядываемся в прошлое, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять позицию поэта, продиктовала ему строки этого стихотворения. «Эпиграф столетия» - так называют блокивську поэму исследователи, предлагая различные варианты ее прочтения. В девяностые годы толкователи время пытались прочитать стихотворение «от противного», доказать, что Блок в нем дал сатиру на революцию, а его Христос на самом деле Антихрист.

Но так это или нет? Прежде всего, А. Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме «Двенадцать». Она имеет более широкий смысл. В центре произведения - стихия. Само действие поэмы происходит не столько в Петрограде 1918 года, сколько, как пишет поэт, «на всем Божьем свете». Идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был А. Блок, это символ, противостоящий страшном - обывательском спокойствия и отсталой равнодушия. Еще в цикле «Ямбы» (1907-1914) А. Блок писал:

«Нет! Лучше погибнуть в стужи лютой! Уюта нет. Покоя нет ».

Поэтому и стихия природы так созвучна его душе, она передана в «Двенадцати» множеством образов: ветер, снег, метель ... В этом разгуле стихий, сквозь вой ветра и пургу А. Блок услышал музыку революции. В своей статье «Интеллигенция и революция» он призывал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию». Главное, что услышал поэт в этой музыке, - это ее многоголосие. Оно отразилось в ритмике поэмы, она вся построена на смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовая разговор, и старинный романс, и частушки. Известно, что А. Блок начал писать свою поэму из строк «Уж я ножичком полосные-полосные, услышанных им, поразивших его. И за всем этим многоголосием, Дисгармонией поэту слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма.

Стихийная в ней и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночка, с роковой изменой и нелепой гибелью Катька, которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве. Даже Петруха, пристыженный своими товарищами, ощущает неуместность своих страданий: «Он опять повеселел. А. Блок очень точно почувствовал то страшное, что вошло в тогдашнюю действительность: полное обесценивание человеческой жизни, не охраняет более никакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство Катька придется отвечать. Не удерживает от убийства и нравственное чувство, моральные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул. Теперь все дозволено. Закрывайте этажи, Нынче будут грабежи! Открывай погреба - Гуляет нынче голытьба! .. Не в силах удержать от темных, страшных проявлений человеческой души и вера в Бога. Она тоже потеряна, и двенадцать, которые ушли «в красной гвардии служить», сами это прекрасно понимают. Но убийство совершено не только через любовь, в нем появилась и другая стихия, стихия социальная. В разгуле, в разбое - бунт «голи». Эти люди не просто бушуют, они пришли к власти, они обвиняют Ваньку в том, что он «буржуй», они стремятся уничтожить старый мир:

Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздует ...

И вот тут возникает именно сложный вопрос, который мучит читателей блокивськои поэмы и сейчас, как мучил три четверти века назад. Как мог А. Блок прославить этот разбой и разгул, это уничтожение, в том числе и уничтожение культуры, в которой он был воспитан и носителем которой был он сам? Многое в позиции А. Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далек от политики, был воспитан в традициях русской интеллигентской культуры XIX века с присущими ей идеями «народопоклониння» и чувством вины интеллигенции перед простым страдающим народом. Поэтому разгул революционной стихии, добывал время такие уродливые черты, как, например, упомянутые поэтом погромы винных погребов, грабежи, убийства, уничтожение барских усадеб со столетними парками, поэт воспринимал как народное возмездие, в том числе и интеллигенции, на которой лежат грехи отцов . Потеряв нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности - такой появляется Россия в поэме «Двенадцать». Но в том страшном и жестоком, через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой 1918 года, А. Блока видится не только возмездие, но и погружение в ад, но в этом же - ее очищение. Россия должна миновать это страшное: погрузившись на самое дно, вознестись к небу. И именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме - образ, который появляется в самом финале и очень неожиданно - Христос.

О финале и образ Христа написано бесконечно много. Трактовали его очень разнообразно. В исследованиях прошлых лет звучало свободное или невольное (вернее, часто подневольное) стремление объяснить появление Христа в поэме случайностью, непониманием. А. Блоком того, кто должен быть впереди красногвардейцев. Сегодня уже нет необходимости доказывать закономерность и глубоко продуманный характер этого финала. И угадывается образ Христа в произведении с самого начала - с названия. Для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, для тех, кто изучал в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блокивськои поэмы - это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет путем «надхуртовинним», а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для А. Блока: «Нежный походкой надхуртовинною, снежным россыпью жемчужным, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос». На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А. Блока в грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении - это прежде всего борьба внутренняя, преодоление в себе темного и страшного.

самом финале и очень неожиданно - Христос.

О финале и образ Христа написано бесконечно много. Трактовали его очень разнообразно. В исследованиях прошлых лет звучало свободное или невольное (вернее, часто подневольное) стремление объяснить появление Христа в поэме случайностью, непониманием. А. Блоком того, кто должен быть впереди красногвардейцев. Сегодня уже нет необходимости доказывать закономерность и глубоко продуманный характер этого финала. И угадывается образ Христа в произведении с самого начала - с названия. Для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, для тех, кто изучал в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блокивськои поэмы - это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет путем «надхуртовинним», а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для А. Блока: «Нежный походкой надхуртовинною, снежным россыпью жемчужным, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос». На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А. Блока в грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении - это прежде всего борьба внутренняя, преодоление в себе темного и страшного.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно