Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Ученический произведение - Особенности японской лирики


То, что не высказал я, Сильнее того, что сказал. С японского стиха

Запад и Восток ... Не секрет, что эти понятия обычно резко противопоставляют друг другу. В чем же причина? Только в географии? И что имел в виду Киплинг, когда говорил, что "... вместе им не сойтись"? В поисках ответов на эти вопросы попытаемся определить границу между Западом и Востоком. Для одних ней могут быть Уральские горы или какой-то определенный меридиан. Для тех же, кто так или иначе столкнулся с самобытной восточной культурой, философией взглядов на мир, ответ может быть другим: "В душе, например ..." Интересная в этом смысле японская литература. С русским художественным словом ее сближает, пожалуй, лишь то, что обычно происходит в художественной культуре вообще: изменение стилей, направлений. Специфика же японской литературы заключается в том, что никогда в ходе своей истории одна творческая манера полностью не зачеркивали другую. Общность определенных эстетических принципов свойственна буквально всем представителям японской художественного творчества. Так, например, известный японский пьятивирш (танка) характером своей поэтики, особенностями стихосложения восходит к народной песне. Поэтическим каноном для многих поколений стала антология японской лирики "Кокинсю" 905 г. ("Собрание старых и новых песен").

Выражаясь традиционно, можно сказать, что центральное место в японской лирике занимают любовь и природа. Попрощавшись с тобой, я побрел одиноко, грустно через лес - но затем, на пригорок взойдя, увидел облака весенние в небе ...

Что ж, у танка действительно присутствует лирический герой с его любовными переживаниями. Но и его глубокое чувство, и весенние облака являются как бы проявлением чего общего на более глубинных уровнях существования. Ведь согласно древним японских верований все живое имеет душу. Поэтому природный мир для поэта является таким же определяющим фактором его жизни, как и чувства к любимому:

Я в дождливую ночь так соскучился по пион, что, фонарь прихватив, вышел в сад побродить немного и цветы заодно проведать.

Из названных примеров танка можно сделать и еще один вывод, касающийся японского стиха: "Японское искусство не терпит торопливости, бездумного скольжения по поверхности ... Прекрасное создание искусства как бы ищет того, кто способен к сотворчеству, и лишь перед ним раскрывается до конца". Автор этой цитаты В. Маркова не случайно употребляет слово "сотворчество. Оно принципиально важно для понимания особенностей японского национального искусства вообще. Российский мастер может из мрамора лепить статую, из глины лепить кувшин. Японский же входит в незримое общение с живым материалом, как бы прислушиваясь к самой природе. И тогда само дерево, например, подсказывает плотники форму, цветаи объем предмета, производит.

Особенность восприятия японской лирики во многом определена ее поэтическим строем. Так, танка имеет строгий составной объем (5 +7 +5 +7 +7 построчно. Причем в первых трех строках заключена главная мысль, в двух последних - вывод.

Не менее известный жанр японской поэзии, который выделился в свое время с танка - хокку или хайку. Это стихотворение, состоящее из трех строк, имеет еще больший лаконизм и выразительность. Тематика опять же касается слияния человека и природы:

Верба склонилась и спит, и кажется мне, что соловей на ветке - это ее душа. Дыхание осени, ощущение ее свежести и в то же время легкая грусть присутствуют в хокку о "унылое время" года: "Осень уже пришла!" - Шепнул мне на ухо ветер, Подкравшись к подушке моей Одна из особенностей японского стиха - углубленность в быт.

На первый взгляд может показаться странным, что три строки могут вмещать в себя все многообразие жизни, будучи зацикленным на быту. Ответ на этот вопрос дает принцип открывший возможность "просветления" в условиях повседневной жизни. Любое событие, явление повседневности заслуживает пристального внимания, поскольку оно может стать толчком к "озарения".

Интересно в этом смысле стихотворение известного монаха, врачеватели Мацуо Басе под названием "Кошечка кричит:

Кошечка кричит. Каша ей не по нутру, или влюблена?

Кстати сказать, этот великий мастер хокку за всю свою жизнь не написал на бумаге ни одной строки (пять сборников его стихов смогли "материализоваться" благодаря его ученикам. Такое поведение поэта как бы подтверждает наиболее крайнюю позицию вышеупомянутой эстетики чтобы изображать явления максимально подобными природы, лучше их вообще не изображать ...

Закономерен и понятен тот факт, что читатель, как правило, знакомил сразу с рядом следовали один за другим трехстиший (священное число 10, иногда 8 хоку. Ведь много подобных произведений трудно понять вне контекста. Так, цикл "Покидая гостеприимный дом" уже своим названием делает содержание вполне понятно (хотя, конечно, возможны ассоциации): С сердцевины пиона Медленно выползает пчела ... О, с каким нежеланием!

были связаны чувства Токи Дземмаро, понять А вот со сложнее:

Ноги с кровати спустил,

но тапочек там не нащупал - и снова завалился спать.

Только о тапочки, а также их хозяину-сони идет речь? Может быть, это о нашей инертности? ..

Понятно, что японский стих предоставляет читателю возможность самому следовать за собственными же ассоциациями. Но что бы ни говорили о избирательность зрителя, на которую рассчитано японское искусство, некоторые его элементы вполне понятны и созвучны современному европейцу (опять же с позиции того же европейца):

То жить надо, чтобы работать, То работать - чтобы жить? Никак не пойму ...

Очень многое можно прочитать в танка и хокку, если учесть, что японский лирик как бы берет мир пригоршнями и любуется каждым проявлением жизни, находя в нем неповторимость, красоту:

Все видели на свете мои глаза - И вернулись к вам, белые хризантемы.

то работать - чтобы жить? Никак не пойму ...

Очень многое можно прочитать в танка и хокку, если учесть, что японский лирик как бы берет мир пригоршнями и любуется каждым проявлением жизни, находя в нем неповторимость, красоту:

Все видели на свете мои глаза - И вернулись к вам, белые хризантемы.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно