Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Ученический сочинение на тему Своеобразие любовной лирики А. А. Блока


Поэзия А. А. Блока покоряет сердца читателей музыкой, завораживающий стиха, красотой выраженного чувства. Она учит понимать и ценить настоящее искусство и получать от него истинное наслаждение. Как поэт Блок формировался под влиянием русской классической литературы. В начале творческого пути наиболее близким ему оказался романтизм В. А. Жуковского. Певец природы, как называл его В. Г. Белинский, учил юного поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, столкновение с тайной Бога, вере в возможность проникновения за предел земного. Уроки Жуковского не прошли для Блока бесследно: взращенные ими "острые мистические и романтические переживания" обратили Блока в 1901 году к творчеству поэта и философ-мистика Вл. Соловьева, который был признан "духовником" младшего поколения русских символистов (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вьюч. Иванов, Еллис и др.). Идейным стержнем его учения была мечта о царстве теократии, которое возникает из современного мира, во зле и пороке, но спасенного в дальнейшем Всемирной Душой, Вечной Женой, появляющаяся своеобразным синтезом гармонии и красоты, добра, духовным началом всего живого. Эта тема стала центральной в ранних стихах Блока, составивших первую его книгу "Стихи о Прекрасной дама" (1904 г.)

"Стихи о Прекрасной дама" - это произведения, в основе которых лежит подлинное чувство любви к невесте, позже - жене поэта Л. Д. Менделеева. Вместе с тем это мистическое преклонение перед Обладательницей Вселенной, Вечной женственностью Последовательно и систематически Блок переводит в "Стихах о Прекрасной Даму" свои земные чувства в высший, идеально-мистический план. В этих стихах возлюбленная, лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества. Это Небесная Дева, Вечная Женственность, Володарка Вселенной, Лучезарная Царица, Заря, Купина. Лирический герой - отрок, раб, монах, рыцарь, готовый всю жизнь служить своей Даме. Любимая представляется ему вроде в чудесном сне или сказке. Она часто является в сумраке, в тумане, окруженная зыбкими тенями. Впечатление призрачности, неопределенности образа усиливается и потому, что поэт избегает конкретных, описательных эпитетов. Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие: ароматные слезы, голубые сновидения, шаг завороженный, бездонный взгляд, упорная мечта, сумрак таинственный. Архаичная, церковная, "молитвенная" лексика (лампада, паникадила, ризы и др.) соответствует представлению о любимом как о божестве. Постоянные мечты о встрече с Ею, ожидание Ее призыва ассоциируется со вторым пришествием, с полным восстановлением, преобразованием всего мира.

Большой знаток и ценитель поэзии М. Рыльский писал: "Стихи о Прекрасной дама" - это прежде стихи о любви и высокую человеческую красоту, это одето в усломниву, неверие проникли уже в "золото Лазурный" "Стихи о Прекрасной Даму". А в следующих произведениях все меньше восторгов, ощутимее привкус горечи узнавания жизни. Новое восприятие земного бытия, новые настроения и чувства поэта заметно проявляются в первом стихотворении цикла "Заклинания огнем и мраком" "О, весна без конца и без края ..." (1907 г.). Это стихотворение было написано тогда, когда певец Прекрасной Дамы уже разочаровался в своих прежних идеалах. Он не ожидал больше пришествия Владычицы Вселенной. Молитвенное отношение к Небесной Девы изменилось в него естественным чувством земной любви со всеми ее радостями и муками. Поэт провозглашает иное отношение к земного бытия: "Приявший мир, как звонкий дар, как злата горсть, я стал богатый. Его вполне захватывает жизнь во всех ее проявлениях, в постоянной упорной борьбе. "Принимаю!" - Главная мысль, главный пафос стихотворения "О, весна без конца и без краю ..." Поэт принимает удачу и неудачу, плач и смех, пустынные и тесные города, "осветленный простор поднебесный и томление работ. Эти контрастные картины показывают противоречия жизни, различные ее проявления. И когда поэт говорит о своем принятии мира, мы понимаем, что он не собирается уходить от жизни в неизвестные "иные миры".

Теперь в восприятии поэта непрерывная борьба, "вечный бой" является смыслом жизни, приносят подлинную радость человеку. Эта мысль пройдет через многие стихотворения Блока последующих лет. Рассуждая о исторические судьбы России, о борьбе русских с иноземными поработителями, поэт восклицает: "И вечный бой! Покой нам только снится .. "(" На поле Куликовым ". Постоянное беспокойство, творчества, несмотря на 'жизни сон тяжелый ", составляют главный" скрытый двигатель "всей деятельности Блока. Стихотворение "О, весна без конца и без краю ..." насыщено риторическими обращениями и восклицаниями захваченного поэта. Весна и мечта связываются, соединяются в сознании поэта в единое целое. С началом весны открывается перспектива новой, зарождающейся, неизведанного жизни. Пробуждаются в душе новые чувства, новые мечты - безграничны, беспредельны.

Любовь занимает главное место и в цикле стихов "Страшный мир". Любовь и страсть соседствуют с муками, пытками, смертью. Для поэта становится невыносимой постоянная унизительная ложь ("молчаливая ложь", "лживая улыбка", "лжи и коварству меры нет" и др.). Да и сам он оказывается жертвой "страшного мира" и с беспощадной правдивостью рассказывает об этом ("На островах", "Унижение"). Неверие в возможность нахождения настоящего человеческого счастья рождает у Блока равнодушие, скуку, беспросветную тоску (стихотворение "Ночь, улица, фонарь, аптека ...").






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно