Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Ученический сочинение на тему - Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина


М. Е. Салтыков-Щедрин - один из крупнейших российских сатириков, что бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года - пережитки крепостного права, укоренившихся в психологии людей. Творчество Щедрина связано с традициями его гениальных предшественников: Пушкина ("История села Горюшина") и Гоголя ("Мертвые души"). Но сатира Щедрина острее и беспощаднее. Во всей красе раскрылся талант Щедрин - обличителя в его сказках. Сказки появились своеобразным итогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. С фольклором они связаны не только наличием определенных уснопоетичних деталей и образов, в них выражено народное миропонимание. В сказках Щедрин раскрывает тему эксплуатации, дает уничтожающую критику дворян, чиновников - всех тех, кто живет народной трудом. В "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормив" Щедрин разоблачает паразитизм двух бывших крупных чиновников, попавших на остров. Это генералы-дармоеды, не принесли никакой пользы государству, всю жизнь прослужил в регистратуре, что потом отменили "за ненадобностью".

Генералы ни на что не сдано, ничего не умеют делать, считают, что "булки в том самом виде родятся, как ... их утром к Коте подают. Они чуть не съедают друг друга, хотя кругом масса плодов, рыбы, дичи. Они умерли бы с голоду, если бы рядом не оказалось мужика. Нисколько не сомневаясь в своем праве эксплуатировать чужой труд, генералы заставляют мужика на них работать. И вот опять генералы сыты, им возвращается прежняя самоуверенность и самодовольство. "Вот как оно хорошо быть генералами - нигде не пропадешь!" - Думают они. В Петербурге генералы "денег загребли", а мужику выслали "рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужчина!" Сочувствуя угнетенному народу, Щедрин выступает против самодержавия и его слуг. Царя, министров и губернаторов высмеивает сказка "Медведь на воеводстве". В ней показаны трое Топтыгин, последовательно сменяли друг друга на воеводстве, куда они были посланы львом, чтобы "утихомирить внутренних супостатов". Первые два Топтыгина занимались разного рода "злодеяния": один - мелкими, другой - большими, "блестящими коня, корову, свинью и пару овец, но сбежались мужики и убили его. Третий Топтыгин неугодно "кровопролития". Умудренный опытом истории, он действовал осторожно и повел либеральную политику. Много лет получал от тружеников поросят, кур, мед, но наконец лопнуло терпение мужиков, и они расправились с "воеводой. Это уже стихийный взрыв недовольства крестьян против угнетателей. Щедрин показывает, что причина несчастий народных - в злоупотреблении властью, в самом характере самодержавной системы. А это значит, что спасение народи стороны изображаемого. Достаточно вспомнить, что генералы были в ночных рубашках, а на шеях у них висело по ордене. В сказках Щедрина виден связь с народным творчеством ("Жил-был пескарь" мед-пиво пила, по усам текло, а в рот не попало "," ни в сказке сказать, ни пером описать ". Однако наряду со сказочными выражениями мы встречаем книжные слова, совсем нехарактерные для народных сказок: "жизнью жертвовать", "пескарь жизненный процесс завершает". Чувствуется аллегорический смысл произведений. В сказках Щедрина отразились и его ненависть к тем, кто живет за счет трудящихся, и его вера в торжество разума и справедливости.

Сказки эти - замечательный художественный памятник ушедшей эпохи. Много образов стали нарицательными, обозначая социальные явления русской и мировой действительности. Особое место в русской литературе XIX века занимает творчество известного писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н. В. Гоголем он пришел нелегким путем сатиры. Его сатира едкая, часто злая, но правдивая и справедливая. Он забрал из ее гоголевский лиризм, сделал более явной и гротескной. Но от этого произведения не стали проще и однообразнее. Наоборот, в них в полной мере оказалось всеобъемлющее "головотяпство" русского общества прошлого века. В своей многолетней борьбе с царской цензурой, стремясь более полно и глубоко рассказать о событиях и идеи, волновавшие его, Салтыков-Щедрин неоднократно прибегал к жанру сказок.

Первые три сказки ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормив", "Пропала совесть", "Дикий помещик") были написаны еще в 1869 году. Однако если сначала создавались лишь отдельные произведения этого жанра, то в восьмидесятых года в печати вышла целая книга - "Сказки для детей изрядного возраста". Многообразно идейно-тематическое содержание этих произведений: это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда, и высмеивание трусливых буржуазных интеллигентов, много говорят о свободе и демократии, а на деле служащих господствующим классам. Сказки Салтыкова-Щедрина - это особая форма сатиры; изображая действительность, автор берет из ее наиболее яркие черты, по возможности сгущает их и показывает как бы под увеличительным стеклом.

Так, например, в сказке "Дикий помещик" крайнее преувеличение отдельных ситуаций позволило писателю превратить смешную историю о глупого и ленивого помещика в яростное обличение существующих в России порядков, которые способствуют появлению таких помещиков-паразитов.

Самое начало "Дикого помещика" вводит нас в мир сказки: "В некотором царстве, в некотором государстве Жил-был ..." Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно