Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Ученический сочинение на тему - Истину царям с улыбкой говорить


Гражданская поэзия Г. Р. Державина. Гаврила Романович Державин - крупнейший поэт XVIII в., Один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина велико и в основном представлено одами, среди которых можно выделить гражданские, победные-патриотические, философские. Особое место занимают гражданские оды, адресованные лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам.

К лучшему из этого цикла принадлежит ода "Фелиц", посвященная Екатерине II. Сам образ Фелиц, мудрого и добропорядочного киргизской царевны, взят Державиным из "Сказки о царевиче хлор", написанной Екатериной II. "Фелиц" продолжает традицию похвальных от Ломоносова и вместе с тем отличается от них новой трактовкой образа просвещенного монарха. Просветители видят теперь в монархе человека, которому общество поручили заботу о благе граждан; на него возложены многочисленные обязанности относительно народа. И Фелиц выступает как кроткое монархиня-законодательница:

НЕ дорожачы твоим покоем, Читаешь, пишешь пред аналоем И всем из твоего пера Блаженство смертным проливаешь ...

Известно, что источником создания образа Фелиц был документ "Приказ комиссии о сложении проекта нового Заключение" (1768), написанный самой Екатериной II. Одна из основных идей "Приказа" - необходимость смягчения существующих законов, допускали на допросах пытки, казни за незначительные проступки и т.п., поэтому Державин наделил свою Фелиц милосердием и снисходительностью:

? Стыдишься ты тем великой? Чтобы страшной, нелюбимой быть;? Медведицы прилично дикой и кровь их пить.

Далее Державин прославляет Фелиц за то, что она отказалась от нелепых гонений за "оскорбление величества", которые особенно процветали в России при Анне Иоановни:

Там можно пошептать в беседах И, казни не боясь, в обедах За здоровье царей не пить. Там с именем Фелиц можно В строке описку поскоблить Или портрет неосторожно Ее на землю уронить. Державин хвалит Екатерину и за то, что с первых дней своего пребывания в России она стремилась во всем следовать "обычаям" и "обрядам" ее страны, прижала. Императрица пре успела в этом и вызвала к себе и при дворе, и в гвардии симпатии.

Новаторство Державина проявилось в "Фелиц" не только в трактовке образа просвещенного монарха, но и в смелом соединении хвалебной и обличительного начал, оды и сатиры. Идеальном образа Фелиц противопоставлены нерадивые вельможи (в оде они названы "мурзами"). В "Фелиц" изображены самые влиятельные при дворе лица: князь Г. А. Потемкин, графы Орловы, граф П. И. Панин, князь Вяземский. Их портреты были настолько выразительно выполнены, что оригиналы угадывались без труда. Критикуя избалованных властью вельмож, Державин подчеркивает их слабости, прихоти, мелочные интересы, недостойны высокого сановника. Так, например, Потемкин представлен как гурман и обжора, любитель пиров и увеселений; Орловы "кулачными бойцами и танцем" веселят "свой дух"; Панин, забыл "о всех делах заботу", ездит на охоту, а Вяземский свой "ум и сердце "просвещает -" Полкан и Богу "читает," над Библией, зевая, спит ".

Просветители понимали жизнь общества как постоянную борьбу истины с обманом. В оде Державина идеалом, нормой является Фелиц, отклонением от нормы - ее нерадивые "мурзы. Державин первый начал изображать мир таким, как представляется он художнику.

Несомненным поэтической смелостью было появление в оде "Фелиц" оскорбление самого поэта, показанного в бытовой обстановке, не искаженного условной позой, не сжатого классическим канонам. Державин был первым русским поэтом, сумевшим и, главное, что захотели нарисовать в произведении свой портрет живым и правдивым:

? Сидя дома, я скажу,? Играя в дураки с женой ...

Обращает на себя внимание "восточный" колорит оды: она написана от лица татарского мурзы, в ней упомянутые восточные города - Багдад, Смирна, Кашмир. Конец оды выдержан в хвалебными, высоком стиле:

? Прошу великого пророка,? В прах ног твоих коснусь.

Образ Фелиц повторяется в следующих стихах Державина, вызванных различными событиями в жизни поэта: "Благодарность Фелиц, Изображение Фелиц", "Видение мурзы".

Обличительным пафосом проникнута сатирическая, по удачному выражению В. Г. Белинского, ода "Вельможа". В ней снова представлены оба начала, выведенные в оде "Фелиц. Но если в "Фелиц" торжествовал позитивное начало, а насмешки над вельможами отличались шутливым характером, то в оде "Вельможа" хвалебная часть занимает очень скромное место. Писатель возмущен положением народа, страдающего от равнодушия царедворцев: военачальник, часами, что ожидает в передней выхода вельможи, вдова с грудным ребенком на руках, раненый солдат. Сатира выполнена гневное чувство.

В гражданские от Державина примыкает и знаменитое стихотворение "Обладателям и суде", за которое поэт попал в немилость. Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части поэт гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях: они должны честно выполнять законы, "на лицо сильных не смотреть", защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников - "извергнуть бедных с оков. Во второй части подводит печальный итог - обладатели и судьи остались глухи и слепы к страданиям подданных. Заканчивается стихотворение призывом к беспощадной кары земных властителей:

? Воскресни, боже! Боже правых!? И их моления? Приди, суды, казни лукавых? И какой единственный царем земли!

К гражданской лирики непосредственно примыкает одно из поздних, итоговых произведений Державина - "Памятник" - свободное подражание оде Горация "К Мельпомены". Главной является мысль о праве автора на бессмертие. Державин напоминает, что он первый "дерзнул" отказаться от торжественного, высокопарного стиля похвальных од и написал

"Фелиц" в "забавном", шутливом "русском составе". Кроме поэтической смелости, Державин гордится и своей гражданским мужеством: поэт не побоялся "истину царям с улыбкой говорить". Здесь он явно недооценил себя, потому что умел говорить царям истину не только с осторожной улыбкой честного слуги, но и с гневом поэта.

А. А. Бестужев-Марлинский в известном "Взгляде на старую и новую словесность в России" писал о Державина: "Лирик-философ, он нашел искусство с улыбкой говорить царям истину, открыл тайну поднимать души, очаровывать сердца и захватывать их то порывами чувств , то смелостью выражений, то великолепием описаний ". Сближая поэзию с жизнью, смело нарушая каноны классицизма, Державин прокладывал новые пути в русской литературе. В. Г. Белинский, сравнивая творчество Пушкина с морем, вобравшее в себя ручейки и реки предшествующей литературы, одной из мощных год считал поэзию Г. Р. Державина.

дари и судьи остались глухи и слепы к страданиям подданных. Заканчивается стихотворение призывом к беспощадной кары земных властителей:

? Воскресни, боже! Боже правых!? И их моления? Приди, суды, казни лукавых? И какой единственный царем земли!

К гражданской лирики непосредственно примыкает одно из поздних, итоговых произведений Державина - "Памятник" - свободное подражание оде Горация "К Мельпомены". Главной является мысль о праве автора на бессмертие. Державин напоминает, что он первый "дерзнул" отказаться от торжественного, высокопарного стиля похвальных од и написал

"Фелиц" в "забавном", шутливом "русском составе". Кроме поэтической смелости, Державин гордится и своей гражданским мужеством: поэт не побоялся "истину царям с улыбкой говорить". Здесь он явно недооценил себя, потому что умел говорить царям истину не только с осторожной улыбкой честного слуги, но и с гневом поэта.

А. А. Бестужев-Марлинский в известном "Взгляде на старую и новую словесность в России" писал о Державина: "Лирик-философ, он нашел искусство с улыбкой говорить царям истину, открыл тайну поднимать души, очаровывать сердца и захватывать их то порывами чувств , то смелостью выражений, то великолепием описаний ". Сближая поэзию с жизнью, смело нарушая каноны классицизма, Державин прокладывал новые пути в русской литературе. В. Г. Белинский, сравнивая творчество Пушкина с морем, вобравшее в себя ручейки и реки предшествующей литературы, одной из мощных год считал поэзию Г. Р. Державина.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно