Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Ученический произведение - Мои размышления над строкой В. Я. Брюсова


Некоторое равный государь ... И. Житель севера. Мне кажется, что поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока "серебряного века". И сам он, как личность, резко отличается от современных ему поэтов. Он весь городской, твердый, с хитринкой и очень волевой человек. Этот вид возник у меня после прочтения мемуаров о нем и различные литературоведческие статьи, где его имя так или иначе фигурировало. Его не любили, как О. Мандельштама, Вьюч. Иванова, И. Жителя севере или Е. Бальмонта. В ней. видимо, не было определенной личного обаяния. Как, впрочем, нет обаяния в городском пейзаже. Я уверена, что на любой, пусть даже самый красивый город никто не взглянет с таким умилением, как на сельский пейзаж.

Следует отметить, что такое направление его творчества было подготовлено семейными традициями. Воспитывали Брюсова, как он вспоминал, "в принципах материализма и атеизма. Особенно в семье литераторами были Н. А. Некрасов и Д. И. Писарев. С детства Брюсову прививались интерес к естественным наукам, независимость суждений, вера в великое предназначение человека-творца. "От сказок, от всякой" чертовщины "меня тщательно оберегали, - вспоминал Брюсов, - зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножения. Нечего говорить, что о религии в нашем доме и воспоминания не было ... после детских книжек настал черед биографий великих людей ... Эти биографии произвели на меня сильное впечатление: я начал мечтать, что сам непременно сделаюсь "великим ..." Такие начала воспитания сказались на всем дальнейшем жизненном и творческом пути Брюсова.

Основой поэтической практики и теоретических взглядов молодого Брюсова на искусство стали индивидуализм и субъективизм. В тот период он считал, что в поэзии и искусстве на первом месте сама личность художника, а все остальное - только форма. Другой темой Брюсова стала тема города, прошедшая через все творчество поэта. Продолжая и объединяя разнородные традиции (Достоевского, Некрасова, Верлена, Бодлера и Верхарна), Брюсов стал, по сути, первым русским поэтом-урбанистом XX в., Отразивший обобщенный образ новейшего капиталистического города. Сначала он ищет в городских лабиринтах красоту, называет город "обдуманных чудом", любуется "буйством" людских сборищ и "священным сумерек" улиц. Но при всей своей урбанистической натуре Брюсов изображал город трагическим пространством, где осуществляют темные и непристойные дела людей: убийства, разврат, революции и т.д.

Стихи Брюсова перекликались со стихами Маяковского. Брюсов пытается предсказывать падение и разрушение городов как порочного пространства, но у него это выодить хуже, чем у Маяковского или, например, Блока. Протест против бездушие городской цивилизации приводил Брюсова к раздумьям о природе, который начал которой поэт не признавал в своей ранней творчества. Теперь он ищет в природе утраченную современным человеком цельность и гармоничность бытия. Но следует отметить, что его "природные" стихи значительно уступают его урбанистической лирике. С большой художественной силой мира растворенной в городе пошлости противостоит в Брюсова поэзия любви. Стихи о любви сгруппированы, как и стихи на другие темы, в особые смысловые циклы - "Еще сказка", "Баллады", "Элегии", "Эрот, непобедимый в битве", "Мертвые напевы" и др. Но мы не найдем в стихах этих циклов напевности, душевного трепета, легкости. В Брюсова любовь-всепоглощающая, возведенная до трагедии, "предельная", "героическая страсть". По Брюсовым, как известно, всю жизнь тянулся темный хвост разных сплетен и слухов. Он появлялся в самых шумных ресторанах, имел романы с известными дамами. Во времена новых революционных преобразований в городе наступило довольно неуютное и тревожной жизни, нищета была всеобщей. Но Брюсов относился к этому с присущим ему сарказмом. Недаром в свое время было написано:

Прекрасен в мощи грозной власти Восточный газон, И океан народной страсти, В щепы дробящий утлый.

В поэзии Брюсова город неотделимо от его личности, и в трагедийности города прежде ощущается трагедия самого автора, для которого нередко трагедии превращаются в фарс:

? Опять я хочу все испытать что было, Ужас и скорбь, и любовь! ..

Мне кажется, что отобразить трагедийный мир современного города Брюсову удалось более полно в его знаменитом цикле стихотворений "В стенах":

Словно нездешние тени, Стены меня обступили. Думы прежних поколений! В городе я как в могиле. Здания - хищные звери С сотней ненасытных чрева Страшные закрытые двери: Каждая комната - гроб! Или еще: Мы дышим комнатной пылью, Живем среди картин и книг ...

Поэт с живой страстью откликался на все важнейшие события современности. В начале века русско-японская война и революция 1905 года становятся темами его творчества, во многом определяют его взгляд на жизнь и искусство. В те годы поэт заявлял о своем презрении к буржуазному обществу, но и к социал-демократии проявлял недоверие, считая, что она посягает на творческую свободу художника. Однако в революции Брюсов видел не только стихию разрушения, он воспевал счастливое будущее "нового мира" как торжество демократии, "свободы, братства, равенства" ("До счастливых", 1904-1905), славил певцов борьбы:

Поэт - всегда с людьми, когда шумит гроза, И песня с бурой - вечно сестры ...

Стихи Брюсова о первой русской революции, наряду со стихами Блока, являются вершинными произведениями, написанными на эту тему поэтами начала века. А вот в годы реакции поэзия Брюсова уже не поднимается до высокого жизнеутверждающего пафоса. Переспивуються старые мотивы, усиливается тема усталости и одиночества:

? Холод, тело тайно сковывая, Холод, душу завораживающий ...? Все во мне - лишь смерть и тишина, Целый мир - лишь твердь и в ней месяц.? Гаснут в сердце не воспитаны сны, Гибнут цветочки поругаем весны ...? Но и в этот период творчества поэт продолжает славить человека-труженика, искателя и творца, верит в будущее торжество революции.

Послеоктябрьские стихи Брюсова открывают последний период его литературного пути, представленный сборниками "В такие дни", "Мгновение", "Дали". Поэт ищет новые художественные формы для выражения нового поворота в своем мировоззрении и воссоздания в искусстве революционной действительности ("Третья осень", "К русской революции"). В сборниках "Дали" и "МЭА" Брюсов представляет образцы "научной поэзии" ("Мир электрона" и др.)

Оригинальная художественное творчество Брюсова не ограничивается стихами. Зная основные классические и европейские языки, Брюсов активно занимался переводами. Он переводил Метерлинка, Вердена, Гюго, Эдгара По, Верхарна, Райниса, финских и армянских поэтов. В Бргосове кроме дара художника жил неукротимый дух исследователя, который искал рационалистические "ключи тайн" к самым тайным человеческих чувств, а также стремился понять причины рождения новых, форм в искусстве, логику их развития. Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру, современные читатели благодарны этому человеку и поэту за то, что он своим творчеством создавал эпоху "серебряного века", эпоху блестящих достижений русской поэзии.

стихами Блока, являются вершинными произведениями, написанными на эту тему поэтами начала века. А вот в годы реакции поэзия Брюсова уже не поднимается до высокого жизнеутверждающего пафоса. Переспивуються старые мотивы, усиливается тема усталости и одиночества:

? Холод, тело тайно сковывая, Холод, душу завораживающий ...? Все во мне - лишь смерть и тишина, Целый мир - лишь твердь и в ней месяц.? Гаснут в сердце не воспитаны сны, Гибнут цветочки поругаем весны ...? Но и в этот период творчества поэт продолжает славить человека-труженика, искателя и творца, верит в будущее торжество революции.

Послеоктябрьские стихи Брюсова открывают последний период его литературного пути, представленный сборниками "В такие дни", "Мгновение", "Дали". Поэт ищет новые художественные формы для выражения нового поворота в своем мировоззрении и воссоздания в искусстве революционной действительности ("Третья осень", "К русской революции"). В сборниках "Дали" и "МЭА" Брюсов представляет образцы "научной поэзии" ("Мир электрона" и др.)

Оригинальная художественное творчество Брюсова не ограничивается стихами. Зная основные классические и европейские языки, Брюсов активно занимался переводами. Он переводил Метерлинка, Вердена, Гюго, Эдгара По, Верхарна, Райниса, финских и армянских поэтов. В Бргосове кроме дара художника жил неукротимый дух исследователя, который искал рационалистические "ключи тайн" к самым тайным человеческих чувств, а также стремился понять причины рождения новых, форм в искусстве, логику их развития. Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру, современные читатели благодарны этому человеку и поэту за то, что он своим творчеством создавал эпоху "серебряного века", эпоху блестящих достижений русской поэзии.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно