Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Творческий путь И. А. Бунина


Творческий путь выдающегося русского прозаика и поэта конца XIX - первой половины XX века, признанного классика отечественной литературы и ее первого Нобелевского лауреата И. А. Бунина (1870-1953) отличается большой сложностью, разобраться в котором - задача не простая, потому что в судьбе и книгах писателя резко индивидуально переломилися судьбы России и ее народа, нашли отражение самые острые конфликты и противоречия времени. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870, у обедневшего дворянской семье. Детство его прошло на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Общение с крестьянами, со своим первым воспитателем, домашним учителем М. Ромашкова, что привил мальчику любовь к изящной словесности, живописи и музыке, жизнь среди природы дали будущему писателю неисчерпаемый материал для творчества, определили тематику многих его произведений.

Особое место в жизни юного Бунина занимает глубокое чувство к Варваре Пащенко, дочери Елецкого врача, с которой он познакомился летом 1889 года. Историю своей любви к этой женщине, сложное и мучительное, закончившееся полным разрывом в 1894 году, писатель расскажет в повести «Лика», составившая заключительную часть его автобиографического романа «Жизнь Арсеньева». Литературную деятельность Бунин начал как поэт. В стихах, написанных в отрочни года, он подражал Пушкину, Лермонтову, а также кумира тогдашней молодежи поэта Надсона. В 1891 году в Орле вышла его первая книга стихов, в 1895 году - первый сборник рассказов «На край света», а в 1901 году - снова стихотворный сборник «Листопад». Преобладающие мотивы поэзии Бунина 90-х годов - богатый мир родной природы и человеческие чувства. В пейзажных стихах выражена жизненная философия автора. Мотив бренности человеческого существования, которая звучит в ряде стихотворений, уравновешивается противоположным ему мотивом - утверждением вечности и нетленности природы. Бунинская стихи о любви четкие, прозрачные и конкретные. Любовная лирика Бунина в количественном отношении невелика. Но она отличается особой чувственностью, яркими образами лирических героев и героинь, далеких от приятные и излишней увлеченности, избегающих красивости, фразы, позы. Такие стихи «Я к ней вошел в полночный час», «Песня» («Я - простая девка на бахче»), «Одиночество» и некоторые другие. Однако в лирике Бунина, несмотря на внешнюю сдержанность, отражены разнообразие и полнота человеческих чувств, всевозможные гаммы настроений. Тут и горечь разлуки и неразделенной любви, и переживания страдающего, одинокого человека. Диапазон лирических стихов Бунина очень широк. Он обращается к русской истории («Святогор», «Михаил», «Архистратиг средневековый»), воспроизводит природу и быт других стран, главным образом востока («Эсхил», «Иерихон», «Бегство в егип»,« Цейлон »,« У берегов Малой Азии ». Эта лирика философствующая в своей основе. Глядя в человеческое прошлое, Бунин стремится отразить вечные законы бытия. Бунин не оставлял своих поэтических исследований всю жизнь, но широкому кругу читателей он известен прежде всего как прозаик, хотя поэтическая «жилка» свойственна и его прозаическим произведениям, где много лиризма, эмоциональности. Бунин воспринимал мир в неразложимых единства контрастов, в диалектической сложности и противоречивости. Жизнь есть и счастье, и трагедия. Высшим проявлением этой жизни является для Бунина любовь. Но любовь у Бунина - страсть, и в этой страсти, как в верховом проявлении жизненных сил, сгорает человек. В страдании, утверждает писатель, блаженство, а счастье настолько пронзительно, что сродни страдания. Поэтому любовь, как высшая жизненная ценность, по своей природе тоже катастрофическое. Показательна в этом плане новелла Бунина «Легкий вздох». Это наполненное высоким лиризмом повествование о том, как расцветает жизнь юной героини - гимназистки Оли Мещерской. И оно было неожиданно прервано жуткой и на первый взгляд необъяснимой катастрофой. Но в этой неожиданности - смерти героини - была своя роковая закономерность. Чтобы обнажить и выявить философскую основу трагедии, понимание любви как крупнейшего счастья и одновременно крупнейшей трагедии, Бунин своеобразно выстраивает свое произведение.

Начало рассказа несет в себе весть о трагической решения сюжета: это описание креста на кладбище над свежим глиняным насыпью из дуба, крепкого, тяжелого, гладкого, с вправленными выпуклым фарфоровым медальоном с фотографическим портретом гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Затем начинается плавное ретроспективное повествование, полное радости жизни, что автор замедляет, сдерживает эпическими подробностями: девочкой Оля Мещерская «ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платтячок ... Потом она стала расцветать ... не по дням а по часам ... Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней. ... Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем обезумела от веселья, как говорили в гимназии. И вот однажды, на большой перемене, когда она вихрем носилась по школьному залу от восторга, гонялись за ней первоклассницы, ее неожиданно вызвали к начальнице гимназии. Начальница произносит ей за то, что у нее не гимназическая, а женская прическа, что она носит дорогие туфли и гребни. Начальница раздраженно и резко разговаривает с Олей. И тут начинается резкий фабульный перелом. В ответ Оля Мещерская произносит знаменательные слова признания, называя и своего соблазнителя, брата начальницы Алексея Михайловича Малютина. В этот момент высшего читательского интереса сюжетная линия резко обрывается. И не заполняя ничем паузу, автор убивает нас новой ошеломляющей неожиданностью, внешне никак не связанной с первой, - словами о том, что Олю застрелил казачий офицер. Все то, что привело к убийству, что должно, казалось бы, составить сюжет рассказа, излагается в одном абзаце, без подробностей и без всякого эмоционального окрашивания - языком судебного протокола: «... Офицер, заявил судебному следователю, что Мещерская затянула его, была с им близка, закляла быть его женой, а на вокзале, в день убийства, провожая его в Новочеркасск, вдруг сказала ему, что она и не думала никогда любить его ... ». Автор не дает никакого психологического мотивировки этой истории. Более того, в тот момент, когда внимание читателя направляется по этому главному сюжетном руслу (связь Оли с офицером и ее убийство), автор обрывает его и лишает ожидаемого ретроспективного изложения. Так судорожно, с резкими поворотами излагается фабула, в которой многое остается не прояснены. С какой целью Бунин намеренно не соблюдает временной последовательности событий и, главное, нарушает между ними причинно следственный связь? Чтобы подчеркнуть главную философскую мысль: Оля Мещерская погиб не потому, что жизнь столкнули ее сначала со старым ловеласом, а потом с грубым офицером. Поэтому и не дано сюжетного развития этих двух любовных встреч, причины могли получить очень уж конкретное, жизненное объяснение и повести читателя от главной причины. Трагичность судьбы Оли Мещерской в ней самой, в ее очаровании, в ее органической слитности с жизнью, в полной подчиненности ее стихийным порывам - милостивым и катастрофическим одновременно. Оля была направлена в жизнь с такой бешеной страстностью, что любое столкновение с ней должно было привести к катастрофе.

паузу, автор убивает нас новой ошеломляющей неожиданностью, внешне никак не связанной с первой, - словами о том, что Олю застрелил казачий офицер. Все то, что привело к убийству, что должно, казалось бы, составить сюжет рассказа, излагается в одном абзаце, без подробностей и без всякого эмоционального окрашивания - языком судебного протокола: «... Офицер, заявил судебному следователю, что Мещерская затянула его, была с им близка, закляла быть его женой, а на вокзале, в день убийства, провожая его в Новочеркасск, вдруг сказала ему, что она и не думала никогда любить его ... ». Автор не дает никакого психологического мотивировки этой истории. Более того, в тот момент, когда внимание читателя направляется по этому главному сюжетном руслу (связь Оли с офицером и ее убийство), автор обрывает его и лишает ожидаемого ретроспективного изложения. Так судорожно, с резкими поворотами излагается фабула, в которой многое остается не прояснены. С какой целью Бунин намеренно не соблюдает временной последовательности событий и, главное, нарушает между ними причинно следственный связь? Чтобы подчеркнуть главную философскую мысль: Оля Мещерская погиб не потому, что жизнь столкнули ее сначала со старым ловеласом, а потом с грубым офицером. Поэтому и не дано сюжетного развития этих двух любовных встреч, причины могли получить очень уж конкретное, жизненное объяснение и повести читателя от главной причины. Трагичность судьбы Оли Мещерской в ней самой, в ее очаровании, в ее органической слитности с жизнью, в полной подчиненности ее стихийным порывам - милостивым и катастрофическим одновременно. Оля была направлена в жизнь с такой бешеной страстностью, что любое столкновение с ней должно было привести к катастрофе.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно