Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Сочинение по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»


Тема «человек и революция» волновала многих писателей XX века. И это естественно. Слишком большим оказался ее влияние на людей, слишком много было искалеченных судеб. Захваты, проклятия, апатия и отчаяние, попытки понять и принять, несмотря ни на что. Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» - история жизни типичного «позитивного» интеллигента той поры, умного, талантливого, любознательного, лишенного обычных предрассудков, жаждущего не поверить (что всегда проще), а осмыслить и понять. Это и хроника тех лет - с точки зрения нескольких семей, близких по родству, дружбе, соседству. Но самое главное - это хроника душевного состояния Юрия Живаго, его поиски истины, его мысли об окружающей его попытки понять, почему Россия идет настолько кровавой дорогой. Автор отдает герою романа не только свои лучшие стихи, но и сами свои тайные, самые выношенные мысли, его устами пытается передать свое видение событий, которые потрясли страну.

Условно говоря, роман «Доктор Живаго» - это история борьбы человека, личности, с общим ходом истории. История давит, ломает, заставляет смириться, чтобы выжить. Так, как смиряются многие. И не то чтобы главный герой (а с ним и автор) приняли революцию в штыки. Оба они прекрасно понимают, как понимали это практически все честные интеллигенты той поры, что революция неизбежна. Ее подготовила та эпоха, когда «обжоры дармоеды на голодающих труженикам ездили, загоняли до смерти». «Грязь, теснота, нищета, поругание человека труженика, надругательство женщины. Была смеющаяся, безнаказанное наглость разврата маменькиных сыновей, студентов билопидкладочникив и купчик. Шуткой или вспышкой пренебрежительного раздражения отделились от слез и жалоб обобранных, обиженных, искушенных. Живаго прекрасно осознает, что при всех преимуществах лично его существования, «основная толща народа веками вела немыслимое существование ... неестественность и несправедливость такого порядка давно замечена. Понимает он и то, что «частичное пидновлення старого здесь неприменимо, нужно его коренное ломки. Может быть, оно повлечет обвал здания. Ну так что же? Из того, что это страшно, ведь не нужно, что этого не будет? »Правда, оказывается, что одно дело - рассуждать о необходимости ломки, и совсем другое - видеть нынешние, не умозрительные, трупы на улицах и бояться за свою семью . Юрий Живаго бежит с семьей из Москвы от голода и разрухи - и по дороге видит «кровавую колошматину и людиноубоину, которым не предполагалось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другой, точно них перемножувалы. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза ». Но как случилось, что идея общального добра обернулась полной своей противоположностью? Так, с одной стороны, как всегда бывает, к победившей стороны примкнуло много всякой грязи - карьеристов, просто людей нечестных и жестоких.

Но как терпят, как допускают другие? Лара Антипова, любимая Юрия, рассуждает: «Главным бедствием, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения. Представили, что время, когда следовали вселянь морального чувства, прошло, что теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, всем навязанными взглядами. Это ясно видно на примере того же Дудорова, у которого собственное мнение умерла после высылки, и он сам говорит, «что доводы обвинения, то. Как обращались с ним в тюрьме и по выходу из нее и особенно собеседования с глазу на глаз со следователем проветрили ему мозги и политически его перевоспитали, что у него открылись на многое глаза, как человек он вырос. И автор замечает: «добропорядочные речи Иннокентия были в духе времен». И далее: «несвободная человек всегда идеализирует свою неволю. Но Дудоров «перевоспитался» после тяжелых испытаний - а у многих сработал инстинкт выживания. Последствия этой общей наляканости, страха перед собственным мнением мы ощущаем и сейчас. В чем же главное отличие героя от его же друзей-интеллигентов, почему он пользуется столь явной симпатией автора, и почему он настолько раздражает власть? Юрий Живаго пугает близких и провоцирует власть не тем, что метко стреляет и готовится к борьбе, а тем, что не желает и не может жить чужим мнением. Ему жизненно необходимо самому во всем разобраться, все судить судом своей совести. И не указ ему ни общее мнение, ни прямая угроза жизни его и близких. Он не расклеивает прокламаций, не призывает народ к борьбе, но он опасен, как тот мальчик из сказки Андерсена, что рано или поздно в простоте своей может крикнуть: «Король-то голый».

В нем нет отчаянной бесстрашия Антипова-Стрельникова, но есть, возможно, больше - мужество смотреть фактам в глаза и мужество верить себе. Жизнь жестоко обходится с героем. Нет, его не расстреливают, даже посадить не успевают - но он теряет семью, любимую женщину, теряет вкус к любимой работы - медицины, творчество его никому не нужна, что устала и печальна человек без определенных занятий, «похожий на искателя правды с простонародья »... И когда займется надежда, появится возможность писать - погибает от сердечного приступа в неисправном трамвае. Эта смерть - от удушья - очень символично. От моральной удушья гибла русская интеллигенция. Часть ее была расстреляна, сгнила в лагерях, погибла от голода, болезней в годы революции и гражданской войны, часть уехала или была изгнана за границу, часть стрилялася и вешалась сама, не в состоянии вынести цинизма повседневности. Зато появилась замена - такие «швондеры» от литературы, те, кто не испытывал особых душевных страданий, не увидев бесчеловечности происходящего. Сам Пастернак, принявшего революцию с той увлеченным жертвенностью, которая так характерна для крупных поэтов того времени (того же Блока, например), очень долго пытался найти оправдание насилию, сравнивал свое время с эпохой Петра, когда преобразования тоже соседствовали с мятежами и казнями. Конец таким его взглядам положил 1932, когда он вместе с другими писателями отправился на Урал собирать материалы о жизни нового села. Увиденное перевернуло всю его жизнь. Он признавался потом в воспоминаниях: «То, что я там увидел, нельзя выразить никакими словами. Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно ... не укладывалось в границы сознания. Я заболел, целый год не мог спать.

Впоследствии, в «Докторе Живаго», он выдвигает свою версию массовых репрессий, ушли, - требовалось утопить в крови правду об ужасах коллективизации, посеять массовый ужас, чтобы никто не смел и подумать, не то что выговорить. Юрий Живаго в этом смысле - фигура редкая и героическая. По большому счету, он выиграл. Так, не удалось счастья, да, потерянные любимые люди, да, жизнь суровая и бессмысленное. Но до последнего вздоха оставалась живой Душа, не продана и не дана.

и. Зато появилась замена - такие «швондеры» от литературы, те, кто не испытывал особых душевных страданий, не увидев бесчеловечности происходящего. Сам Пастернак, принявшего революцию с той увлеченным жертвенностью, которая так характерна для крупных поэтов того времени (того же Блока, например), очень долго пытался найти оправдание насилию, сравнивал свое время с эпохой Петра, когда преобразования тоже соседствовали с мятежами и казнями. Конец таким его взглядам положил 1932, когда он вместе с другими писателями отправился на Урал собирать материалы о жизни нового села. Увиденное перевернуло всю его жизнь. Он признавался потом в воспоминаниях: «То, что я там увидел, нельзя выразить никакими словами. Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно ... не укладывалось в границы сознания. Я заболел, целый год не мог спать.

Впоследствии, в «Докторе Живаго», он выдвигает свою версию массовых репрессий, ушли, - требовалось утопить в крови правду об ужасах коллективизации, посеять массовый ужас, чтобы никто не смел и подумать, не то что выговорить. Юрий Живаго в этом смысле - фигура редкая и героическая. По большому счету, он выиграл. Так, не удалось счастья, да, потерянные любимые люди, да, жизнь суровая и бессмысленное. Но до последнего вздоха оставалась живой Душа, не продана и не дана.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно