Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Сочинение по рассказу А. И. Солженицина «Матрьонин двор»


Многие страницы в творчестве Солженицина повествуют об истории России. Эта тема не случайно выбрана автором. В ней он пытается передать все свои знания и переживания того времени. 1956 год - это время насилия и деспотии. Народ несет на себе тяжелый груз, под которым сгибается спина. Жизненные удачи и условия быта народа будут показаны в его произведениях. Правда, горькая правда жизни не будет скрыта в рассказах Солженицина. Произведения писателя пропитаны болью, страданием людей. Читая его рассказы, оставаться равнодушным невозможно. Примером является известное рассказ Солженицина «Матрьонин двор», где будет также описана нищету, боль и несправедливость. Начинается этот рассказ с того, как учитель математики пытается поселиться в каком-нибудь селе. Объехав несколько сел, ему любое стало то, где жила женщина лет шестидесяти, Матрена. Оно не отличалось богатством, а наоборот, его поглощала бедность.

Дом Матрены не светился от чистоты и не был добротно сделан: «Дом Матрены стоял тут же, неподалеку, с четырьмя окнами в ряд на холодную сторону, крытый щепою, на два скаты и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом не низенький - восемнадцать венцов. Однако сгнила щепа, по серели от старости бревна сруба и ворота, некогда мощные. Автор подробно описал Матрьонин дом, показав тем самым нищету русского крестьянина. «Просторная хата и особенно лучшая подоконная ее часть была заставлена по табуретках и лавкам - горшками и бочками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки бессловесной, но живой толпой. Они разрослись вольготно, забирая небогат свет северной стороны. В остатке света и к тому же за трубой был круглый лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненной можно было видеть, что болезнь вымотала ее. Матрену «вымотала болезнь», и это действительно так. Матрена много болела, а иногда не вставала с печи. Женщина, всю жизнь провела в труде, не видела в жизни ни добра, ни тепла. Пятнадцать лет назад она была замужем и имела шестерых детей. Но муж не вернулся с войны, а дети один за другим умерли. В этой жизни она была одинока: «Кроме Матрены и меня, жили в доме еще: кошка, мыши и тараканы.

Эта женщина многое в жизни пережила, но даже не была удостоена заслуженной пенсии: «Наверное было много несправедливостей с Матрена: она была больна, но не считалась инвалидом, она четверть века проработала« колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за потерю кормильца. Такая несправедливость царила в то время во всех уголках России. Человек, который своими руками делает добро для страны, не ценится в государстве, его утаптывают в грязь. Матрена за всю свою трудовую жизнь заслужила пять таких пенсий. Но пенсию ей не дают, потому что она в колхозе получала не деньги, а палочки. А чтобы добиться пенсии за мужа, нужно потратить много сил и времени. Она очень долго собирала бумаги, потратила время, но все слепые. Матрена так и осталась без денег. Эта нелепость законов скорее загонит в могилу человека, чем обеспечит его материальное положение.

Так несправедливое жизни до Матрены. Государство не интересуется, как живут такие, как Матрена. Показано бюрократический аппарат, работающий не для человека. Перечеркнут лозунг: «Все для человека». Богатство не принадлежит народу, люди - крепостные у государства. Именно такие проблемы затрагивает А. И. Солженицин.

Главная героиня не имеет даже скота, кроме козы: «Все животы ее были - одна грязно-белая криворога коза». Еда в ней состояла из одной картошки: «По воду ходила и варила в трех чугунах: один чугун - мне, один - себе, один - козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе - мелкую, а мне - с куриное яйцо ». Болото бедности засасывает людей, а хорошей жизни не видно.

Взять случай с торфом: «Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Ричалы вокруг экскаваторы на болотах, а только везли - начальству ». Это говорит о том, что все достается только тем, кто распределяет, т.е. начальству. А воровать приходится честным людям, потому что не остается другого выхода, иначе - смерть. «Что ж, воровали раньше лес у г, теперь тянули торф в треста». Здесь показана покорность народа. Крестьяне терпят произвол и воруют.

Но Солженицин показывает не только материальное обнищание, но и духовное. В окружающих Матрены людей происходит деформация моральных понятий: добро - богатство. При жизни Матрены родня начинает делить дом (комнату). Полуразрушенную комнату перевозят на тракторе. Трактор застревает и попадает под скорый поезд. Поэтому погибает Матрена и еще два человека. Жадность овладевает людьми. Фаддей, что в прошлом любил Матрену, на похоронах переживает не о ее смерти, а о бревна. Ему дороже богатства, чем человеческая жизнь.

Это среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жадности и потери моральных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Но Матрена сохранила в себе человека. Прекрасно показан чисто русский характер Матрены. Доброта и сочувствие ко всему живому. Матрену всю жизнь обижали. Но в чем же источник ее души? В работе - отвлечение от всего, вдохновение, забота. Силы она черпает в природе. Убогий быт Матрены не сделал убогим сердце и душу.

Трагедия заключается во всей нелепости и жестокости устройства общества. Нищета и убожество условий доказывает человека к звериных поступков. На народе держится государство, и надо все силы вкладывать в благо народа. Будет жить хорошо народ, будет хорошо и государству. Нужно не забывать людей, а просвещать и учить добру и правде. Только тогда люди вырастут духовно богатые личности.

рода. Будет жить хорошо народ, будет хорошо и государству. Нужно не забывать людей, а просвещать и учить добру и правде. Только тогда люди вырастут духовно богатые личности.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно