Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Сочинение на тему - Проблема гуманизма в пьесе М. Горького "На дне"

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 7 похожих сочинений. Показать

Видеть несправедливость и молчать - это значит самому участвовать в ней.

Ж. Ж. Руссо

Россия конца 1890-х - начале 1900-х годов переживала глубокий социально-экономический кризис. Это было время противоречий между "верхами" и "низами". В стране назревала революционная ситуация. Россия стояла накануне больших перемен, накануне "бури". Все это не могло не найти отражения в литературе, как одной из форм общественного сознания. Пьеса М. Горького "На дне" показала последнюю ступень человеческого убожества, отчаяния и бесправия в сопоставлении с защитой человека и его правды. В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоком назначении. Противоречия между массами и самодержавными порядками в буржуазно-помещичьей России, которые сводят людей к трагической судьбе бездомных бродяг. Социальный конфликт осложняется философским: столкновение ложного гуманизма, гуманизма пассивного сострадания и гуманизма истинного, активного, подлинно человеческого.

Носителем ложного гуманизма в пьесе выступает странник Лука. Взгляд его на жизнь весьма своеобразен. Лука видит жизнь "на дне", ему жаль людей, он не верит в них. По словам Луки, люди - "блохи", и в жизни нужно только уповать на Господа Бога.

Оставаясь верным своей теории о ничтожности человека, Лука считает, что правда людям не нужен единственный способ помочь им - солгать. В статье "О пьесах" Горький писал: "Самый распространенный среди бродяг и путешественников" по святым местам "утешитель-профессионал, ремесленник, он утешает, что за это кормят ...", и для того, чтобы люди" не надоедали своими жалобами , не тревожили привычного покоя ко всему холодной души, Притерпелась,. Утешительные неправда Луки пагубно сказывается на актера, одному из представителей людей "дна". Актер поверил старику. Для него начинается новая ступень его существования - жизнь в мире иллюзий и надежд. Но беспощадная действительность заставляет Актера взглянуть правде в глаза, и он не выдерживает - кончает жизнь самоубийством.

Горки разоблачает самую суть - "лжи во спасение", то есть резко критикует толстовство в одной из его распространенных форм. Не случайно Л. Толстой отрицательно отозвался о Луке, говоря Горькому: "несимпатичен у Вас старый. В доброту его не веришь ".

Горький называет Луку "хитрой", "мошенником". Лука проповедует ложь, чтобы поддержать дух несчастных людей, облегчить им невыносимую жизнь. Он приводит притчу о человеке, который верил в существование праведной земли; когда ученый доказал, что такой земли нет, человек с горя повесилась. Этим Лука хотел подтвердить, как спасительная для людей иногда ложь и как не нужна и опасна бывает правда. Отсюда реакционная роль философии пассивного сострадания и утешительные лжи: она примиряет угнетенных с угнетателями, оправдывает классовое неравенство, внушает угнетенным терпение и смирение. Гуманизм Луки буржуазный, он основан на неправильном представлении о том, что порядок изменить нельзя, что человек по своей природе незначительна, слаб умом и духом. От жалости Луки несет мертвечиной, потому что он не может дать людям ничего, кроме жалости, и потому, что его жалость есть фактическое признание законности коварства Косттлевих и Василик. Иначе говоря, жалость Луки унижает человека, расслабляет его силы, размагничивает волю к борьбе и примиряет его с гнусной действительностью.

Противопоставлением Луке является Сатин. Мы не можем назвать сатина положительным героем, потому что он непригоден к нынешней дела, к труду (его протест против неправды жизни не идет дальше суетной анархического бунтарства, неспособен к борьбе за лучшую долю. Но в некотором отношении он поднимается над окружающими: смел, умен, выше сытости, мещанской морали, истинное положение вещей видит глубже, чем другие, был когда образованным человеком (много читал, даже выступал в театре. Горький говорил, что речь о человеке, о правде, кроме сатина, кому сказать лучше и ярче, хотя автор пьесы вместе с тем подчеркивал резкий контраст между "бывшей человеком", босяком Сатин, и его речью. И когда он произносит высокие слова о Человеке, создается ощущение, что мы слышим голос Горького, голос времени (накануне революции), забывая о самом Сатин. Интересное отношение сатина к Луке. Критикуя Луку, проповедующего надежду на Бога и утверждает, что люди слабы и ничтожны, он одновременно берет его под защиту: "Человек - вот правда1 Он это понимал. Он врал ... но - это из жалости к вам ... Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему ... "

По этому поводу Горький говорил, что "с утешений хитрого Луки Сатин сделал свой вывод - о ценности каждого человека. Не в том неправ Лука, что он жалеет (в сердце человека должно быть место и для жалости), а в том, что он только жалеет и ничем другим помочь людям не может. Вот тогда-то и произносит Сатин свой знаменитый монолог, в котором утверждает: "Все - в человеке, все - для человека!" Сатин в пьесе становится обличителем общества, бросило его на "дно" жизни, как бросило тысячи таких, как он, и заставило прозябать. Он обличает общество, основанное на лжи и не дает людям узнать правду: "Кто слаб душой ... и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна ... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею. Ложь - религия рабов и хозяев ... Правда - бог свободного человека! "Сатин дает человеку высокую оценку:" Существует только человек, все же остальное - дело рук и его мозга! Человек! .. Надо уважать человека! НЕ жалеть,,. не унижать его жалостью ... уважать надо! .. Хорошо это ... чувствовать себя человеком! .. "

В правде сатина умещается и признание страшного, тяжелой жизни, и утверждение светлого разума человека, вера в победу света над мраком, вера в Человека с большой буквы. Все герои пьесы "На дне" по разным причинам ушли от жизни, от борьбы за ее изменение. Хотя в пьесе нет ни одного персонажа, который занимал бы верхнюю жизненную позицию, знал путь к правде, все же правда и образ человека возвышаются над всеми этими людьми, над всей страшной тьмой действительности и зовут к борьбе, к счастью, к жизни, достойного человека. Вот почему пьеса воспринималась, по мнению В. И. Качалова, "как пьеса буревестник, что предвещала грядущую бурю и к буры звала. Вот почему она стала гимном человеку, а ее создатель - великим гуманистом, провозгласивший на весь мир: это - замечательно! Это звучит ... гордо! "

го мозга! Человек! .. Надо уважать человека! НЕ жалеть,,. не унижать его жалостью ... уважать надо! .. Хорошо это ... чувствовать себя человеком! .. "

В правде сатина умещается и признание страшного, тяжелой жизни, и утверждение светлого разума человека, вера в победу света над мраком, вера в Человека с большой буквы. Все герои пьесы "На дне" по разным причинам ушли от жизни, от борьбы за ее изменение. Хотя в пьесе нет ни одного персонажа, который занимал бы верхнюю жизненную позицию, знал путь к правде, все же правда и образ человека возвышаются над всеми этими людьми, над всей страшной тьмой действительности и зовут к борьбе, к счастью, к жизни, достойного человека. Вот почему пьеса воспринималась, по мнению В. И. Качалова, "как пьеса буревестник, что предвещала грядущую бурю и к буры звала. Вот почему она стала гимном человеку, а ее создатель - великим гуманистом, провозгласивший на весь мир: это - замечательно! Это звучит ... гордо! "


Похожие сочинения:






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно