Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Произведение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"


А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. "Герой нашего времени" - первый российский реалистичный психологический роман в прозе. В романе поднимается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим необычным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в. В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века. В предисловии к "Журналу Печорина" Лермонтов пишет: "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, не интереснее и не полезнее истории целого народа ..." Такое идейное задача автора обусловило и своеобразную построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий. Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свой заголовок. Только основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман.

Особое место в романе занимают последние три повести - это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история представлена в виде дневника ("Княжна Мери"), а также и в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время. Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и "беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. Печорин - "лишний человек". Обращение его непонятно окружающим, потому что у них обычная, распространенная в дворянском обществе точка зрения на жизнь. При всей разнице внешнего вида и различия характеров и Онегин из романа А. С. Пушкина, и герой комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" - Шацкий, и Лермонтовский Печорин принадлежат к типу "лишних людей", то есть людей, для которых в окружающей их обществе не находилось ни места, ни дела. Белинский сказал о Печорина: "Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Отличие их между собой гораздо меньше расстояния между Онега и Печорой. Герцен тоже назвал Печорина "младшим братом Онегина".

В чем же сходство между Печорина и Онегиным? Оба они - представители высшего светского общества. Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждения к ним, та же владеет ими скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальному уровне выше окружающей его дворянского среды. Оба они являются типичными представитеикамы мыслящих людей своего времени, критически относятся к жизни и людей. Но на этом сходство заканчивается. Печорин - иной, чем Онегин, человек по своему духовному составе, она живет в других социально-политических условиях. Онегин жил в двадцатом года, к восстанию декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин - человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкина в десятом главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что "Онегин скучает, Печорин глубоко страдает. Положение Печорина тем трагическое, что он по натуре своей и глубже Онегина.

Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле Печорина. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Характеристики, которые дают им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, потому что "полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов.

Печорин - сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению, - "моральный калека. Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.

Эта противоречивость четко обозначается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина "не смеялись, когда он смеялся". Лермонтов говорит: "Это признак или зла характер, или глубокого, постоянного грусти ..."

"Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен". Шествие Печорина "была небрежная и ленивая, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера". С одной стороны, в Печорина "крепкое добавления", с другой - "нервная слабость". Печорин около тридцати лет, а "в его улыбке что-то детское",

Максим Максимович тоже удивлялся странности Печорина, противоречиям в его характере: "В дождик, в холод целый день на охоте; все замерзнут, устанут, - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставне стукнет, он вздрогнет и побелеет, а при мне ходил на кабана один на один ... ".

Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, "болезнь" поколения того времени. "Целое мою жизнь, - указывает сам Печорин, - был только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или ума. В чем же они проявляются? Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин - скептик, разочарованный человек, живущий из любопытства, а с другой стороны, в нем огромная жажда жизни и деятельности. Во-вторых, в нем борется рассудочностью с требованиями чувства: "Я давно уж живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки со строгой интересом, но без участия ". Но в Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От столкновения с ней, "которая бы неприятность не лежала на сердце, - говорит он, - которое бы беспокойство не млоило мнению, все в минуту рассеется, на душе станет легко".

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, что, по его определению, "есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, - говорит он, - подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть первую признак и наиболее торжество власти? "Но Печорин НЕ бессердечный эгоист. Он способен на глубокие чувства. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, "как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса ... и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорска ... Одну минуту, еще минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку ... При возможности потерять ее навеки, - пишет он, - Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья! "Оставшись без коня в степи," он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал. Эта противоречивость не дает возможности Печорина жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как "морального калеку", у которого "высохла, испарилась, умерла" лучшая половина души.

ления того времени. "Целое мою жизнь, - указывает сам Печорин, - был только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или ума. В чем же они проявляются? Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин - скептик, разочарованный человек, живущий из любопытства, а с другой стороны, в нем огромная жажда жизни и деятельности. Во-вторых, в нем борется рассудочностью с требованиями чувства: "Я давно уж живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки со строгой интересом, но без участия ". Но в Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От столкновения с ней, "которая бы неприятность не лежала на сердце, - говорит он, - которое бы беспокойство не млоило мнению, все в минуту рассеется, на душе станет легко".

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, что, по его определению, "есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, - говорит он, - подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть первую признак и наиболее торжество власти? "Но Печорин НЕ бессердечный эгоист. Он способен на глубокие чувства. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, "как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса ... и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорска ... Одну минуту, еще минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку ... При возможности потерять ее навеки, - пишет он, - Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья! "Оставшись без коня в степи," он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал. Эта противоречивость не дает возможности Печорина жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как "морального калеку", у которого "высохла, испарилась, умерла" лучшая половина души.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно