Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Мотив игры в романе "Герой нашего времени"


Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

"Герой нашего времени" — вершина творчества Лермонтова, поскольку здесь его талант раскрылся во всей полноте и глубине. Автор "Героя нашего времени" выступает, с одной стороны, как продолжатель традиций Пушкина. С другой же стороны, "Герой нашего времени" — смелое новаторство — первый психологический русский роман, а также жанровый синтез: скрещение повести, драмы и романа.

Но не только это побуждает исследователей называть "Героя нашего времени" важнейшим произведением Лермонтова, а еще и то, что в повествование вплетены все основные идеи, образы и мотивы творчества Лермонтова. Один из таких мотивов — мотив игры.

Мотив — это смысловой элемент литературного или фольклорного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. Мотив игры в "Герое нашего времени" прослеживается на разных уровнях, и на поверхности, "на гребне" мысли, и в самой глубине, где его достаточно сложно отделить от другого мотива — мотива рока, судьбы, предопределения.

Прежде всего мотив игры проявляется в близости романа к драме, где игра рассматривается как некое действо. В этом отношении его можно проследить как на лексическом, так и на композиционном уровне. Лермонтов дает описание пейзажа с четкой закономерностью, как описание декораций перед очередным явлением своей драмы. Герои будто бы собираются вместе и разыгрывают сцену: наиболее важные действия происходят в чьем-нибудь доме, на квартире, в гроте, у колодца, на выступе скалы над пропастью. Достаточно редко какой-то поворот сюжета происходит в дороге. И здесь Лермонтов намеренно употребляет театральную лексику: "амфитеатром громоздятся горы" — дважды читаем подобное определение в журнале Печорина; места, где происходит действие, часто получают название площадок, они будто специально подготовлены для того, чтобы быть декорацией к драме ("площадка была покрыта мелким песком, будто нарочно для поединка"); Печорин все время говорит о событиях — "сцена", "спектакль", "завязка", "развязка". Отражая, как в кривом зеркале, театральную реплику Грушницкого, назвавшего жизнь "отвратительным фарсом", он говорит о ней — "нелепая мелодрама". Спектакль напоминают и эффектные появления героев: "В эту минуту он поднял глаза — я стоял в дверях против него, он ужасно покраснел".

Отдельно, как вид игры, можно рассматривать игру автора с читателями, которая заключается, в частности, в системе двойников и в расположении повестей. Чего хотел добиться Лермонтов, располагая части своего повествования именно таким образом? Традиционно считается, что автор рассматривает и показывает нам своего героя вначале через восприятие Максима Максимыча и других людей, как через калейдоскоп. А потом (в журнале Печорина) этот калейдоскоп вдруг исчезает, занавес поднимается: мы видим Печорина "изнутри", из глубины его души. Прав, конечно же, и Белинский, говоря, что, читая повести в хронологическом порядке, мы не узнали бы Печорина. То есть, возможно, мы и узнали бы его, но не так, как хотел этого Лермонтов. Он ведет с читателем своего рода игру, но честную: показывая Печорина вначале глазами других людей, а потом снимая эти "обертки", "ярлыки", навешенные на него, он одновременно дает нам указания на то, в какой последовательности события происходили на самом деле.

Важна в романе как проявление гениального психологического и философского замысла система двойников Печорина. Это, наверное, первый опыт скрытого психологизма в русской литературе. Двойники — не просто маскарадное явление или необходимая часть спектакля, они все в какой-то мере поясняют если не характер, то мотивы поведения Печорина в идентичных или в чуть упрощенных ситуациях. Так, в "Тамани" прощание Янко со слепым и его реплика "На что мне тебя?" разъясняют сцену последней встречи Печорина и Максима Максимыча. Причем слепота мальчика чем-то напоминает простодушие, ограниченность штабс-капитана. В "Бэле" Азамат своим болезненно-капризным желанием быть хозяином Карагеза на сниженном уровне схож с Печориным в стремлении найти утешение в обладании Бэлой. Доктор Вернер в "Княжне Мери", рассказывая анекдотический случай из своей практики, когда его чуть не женили, отчасти предсказывает развязку отношений Мери и Печорина. И, наконец, Вулич своей полуигрой-полурасчетом с судьбой прямо-таки подталкивает и Печорина к этой рулетке. Так Лермонтов играет с нами в загадки и сам дает подсказки. Но игру в романе ведет не только он, играют все.

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно