Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Трагические страницы истории в творчестве А. И. Солженицина


Александр Исаевич родился в 1918 году в Кисловодске После средней школы окончил физико-математический факультет университета в Ростове-на-Дону. Воевал, командовал батареей. Был арестован в 1945 году в звании капитана. В 1953 году был уволен и сослан в Казахстан. В 1956 году его реабилитировали, но не надолго. В 1974 году, после опубликования за рубежом первого тома книги «Архипелаг ГУЛАГ», он был выслан из страны. Таким образом были не только нарушены права человека, но и нанесен удар по русской культуре. Писателя оторвали от родной земли, от народа. Сначала он жил в Цюрихе, затем переехал в Америку и поселился там, где все напоминало Россию. «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус» - эти произведения направлены на борьбу за права человека, но в нашей стране они появились легально лишь сравнительно недавно. На страницах этих книг разворачиваются перед читателем трагические страницы истории нашей страны. Те же мотивы прослеживаются и в рассказах.

Примером служит рассказ «Матрьонин двор» Это рассказ в во многом автобиографичен. Герой возвращается из ссылки в Россию, он стремится преподавать и становится учителем в сельской школе. Сначала его направляют в село Высокое Поле. И здесь мы видим страшные последствия сталинского периода. «К сожалению, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Все село потащила еда мешками из областного города ». Село, кормящая город, не имеет продуктов своего труда. Как это контрастно выделяется на фоне прекрасной природы. Учитель вынужден перевестись. Его направили на станцию Торфпродукт, где он поселился в селе Тальново в Матрены Васильевны Григорьевой. В ее доме мы сталкиваемся с крайней беднотой: «Много лет ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля, пенсии ей не платили ... В колхозе она работала не за деньги - за палочки». Все имущество его состояло из сундука, козы и кошки. Эта бедность не ее вина. «... Она была больна, но не считалась инвалидом, она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии», государство несправедливо отнеслась к этой женщине, а у нее не хватило характера, чтобы требовать. Кроме бедности мы видим бесхозяйственность: «Председатель новый ... первым делом обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрена, а десять соток так и пустовало за забором ». Быт и существование простых людей государство не беспокоила: «... не продавалось торфа жителям ... Топлива не было положено», и такое отношение порождало воровство: «... воровали раньше лес у г, теперь тянули торф в треста».

Страшным несчастьем является бюрократия: «Из канцелярии в канцелярию гоняли ее два месяца - то за точкой, то за запятой». Это уничтожило веру стране: «Сегодня, вишь, дало, А завтра заберет ». Но самое страшное - это гибель человеческой души. Этой проблеме уделяется значительное место, и не только в рассказе «Матрьонин двор», но и во всем творчестве писателя.

После смерти Матрены ее подруга Маша приходит к учителю и, поплакав, просит у него ... кофточку покойной. То же происходит и на похоронах: «... плач над покойной не просто плач, а своего рода политика ... Так плачи сестер были обвинительные плачи против мужниной родни ...» - на похоронах шла спор за владение домом. После похорон о Матрьонине почти не вспоминают, а если и вспомнят, то «все отзывы о Матрену были неодобрительные: и нечистоплотная она была, и не бережная; и даже поросенка не держала. ... И, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал - кого был позвать огород вспахать на себе сохою). Кого же могут воспитать такие люди? Неудивительно, что из детей бездушных вырастут преступники, ведь воспитание - это важнейший ступень создания человеческой личности. В одном из своих рассказов Александр Исаевич описывает такой случай. Во время войны на одной из станций к ее начальника приходит солдат, отставший от своего эшелона. Сначала они разговаривают.

Начальник станции, в недавнем прошлом студент, а теперь офицер, интересует бывший до войны артист солдат. Они уже расставались, были выписаны проездные документы, когда солдат вдруг случайно произнес слово «господа», употребив его в разговоре о командирах. На наших глазах происходит разительная перемена. Только что прежним приветливым хозяином, офицер становится подозрителен, он вспоминает все мелочи в разговоре, и приходит мысль, что перед ним шпион. Дальнейшее ясно: солдат попадает в НКВД. Содержание понятен: людям с детства внушили, что, если человек использует хотя бы раз слово, не используемые в быту большинства, он враг, несмотря на все другие положительные качества. Книги Солженицина проникнуты безграничной любовью к Родине и в то же время полные боли и горести ее. В его творчестве мы встречаем трагедию тюрем и лагерей, арестов невинных граждан, раскулачивание трудолюбивых крестьян. Это и трагическая страница отечественной истории, нашедшей отражение на страницах этого автора. Он учит нас тому, чтобы трагедия 1936-1953рокив не повторилась.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно