Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

ТРАГИЧЕСКАЯ ЛИЦО ПЕТЕРБУРГА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «Невский проспект»

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 4 похожих сочинений. Показать

Ученический произведение. Парнем Гоголь приехал из родной Малороссии в Петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и петербургских художников - будущих своих персонажей. Писатель словно повторил этот маршрут, перенесучы «мир» своего творчества с Диканьки и Запорожской Сечи на Невский проспект. Впоследствии третьей «географической областью» гоголевской творчества станет глубокая Россия «Ревизора» и «Мертвых душ». И герои Гоголя путешествуют в этих же направлениях, связывая различные периоды и «миры» его творчества между собой: кузнец Вакула из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» верхом на черте летит в Петербург, Хлестаков из столицы является «ревизором» в уездную глушь ...

«Трудно охватить общее выражение Петербурга», - писал Гоголь в статье «Петербургские записки 1836», - потому что в городе этом господствует разъединение: «вроде бы приехал в трактир огромный дилижанс» в котором каждый пассажир сидел во всю дорогу закрывшись и вошел в общую залу потому только, что не было другого места ». Столица словно большой постоялый двор, где каждый сам по себе и никто не знаком друг с другом. Как отличается этот образ от «общего выражения» хутора или ярмарки гоголевских «Вечеров»! Вот мы читаем в финале «Сорочинской ярмарки»:

«Странное, необъяснимое чувство овладело бы зрителем увидев, как от одного удара смычка музыканта в светце, с длинными закрученными усами, все обратилось, волею и неволею, к единству и перешло в согласие ... Все неслось. Все танцевало.

А теперь перед нами Невский проспект - «общая коммуникация Петербурга», В начале одноименной повести показана жизнь этой главной улице главного города постоянно суток. Картина полна движения, но в каждой личности и в разных «кругов и кружков» свое перемещение в свои часы; все сочетаются только местом - Невскому проспекту. Здесь тоже «все несется», но по-другому, чем на Сорочинской ярмарки. У Гоголя, мы замечаем, как часто встречаются у него обобщение: «все» или его любимое «все что не является». Можно сказать, что это понятие было формуле его идеала, его представлению о чем-то гармоническом и целом. В народном мире «Вечеров» и «Тараса Бульбы» это гоголевское «все что не есть» звучит возвышенно - здесь оно охватывает как бы единую грандиозную личность целого коллектива. Но вот Гоголь стал измерять свой Невский проспект этой меркой, и она наполнилась пустотой, а всеобъемлющее как стало раздутым и комичным. Оно теперь осветило внутреннее строение социально и по-человечески разобщенного петербургского мира.

«Все, что вы не встретите наьневском проспекте ...», а именно: «Вы здесь встретите бакенбарды единственные ... Здесь вы встретите усы удивительные ...». В этих непомерных похвалах, выраженных в превосходной степени, читатель слышитфальшь. Вроде бы та же восклицательные, увлеченная интонация звучала в «Вечерах *, и она же слышна сейчас. Но теперь за восторгом мы слышим иронию, и в самой интонации похвалы на первой странице повести уже нам слышится то, что автор скажет напоследок: «О, не верьте этому Невскому проспекту». Так сразу же «тон делает музыку»; в этой несоответствия интонации и содержания мы сразу воспринимаем «на слух» несоответствие внешней и внутренней - тему всей повести «Невский проспект».

В «Ночи перед рождеством» Вакула, злитавшы в Петербург, выразил свое «сказочная» впечатления следующими словами: «удивительная пропорция. В Петербургской же повести то странно возбуждено «пропорция» бросается нам в глаза. «Усы удивительные», представляющие «все», выделяются из целого картины и занимают огромное место. И вообще на Невском проспекте вместо людей какие-то внешние признаки - внешний вид, положение в обществе - разрастаются и становятся «всем». А так как со всем, что мы видим, сливаются представления о достоинстве, ценность и значимость - то это и есть источник путаницы и «бессмыслицы». Читатель и в рассказе автора чувствует несоразмерность, вроде и здесь спутаны правильная «пропорция», отношение части и целого, значительного и мелкого, важного и незначительного. В этом мире возможно все. В самом повествовании мы замечаем некую странную логику: то и дело важное «все» оборачивается в порожнее «ничто»; например, о таланте поручика Пирогова смешить девиц говорится, что «для этого нужно большое искусство или, лучше сказать, совсем не иметь никакого искусства ».

«Внутреннее строение» мира петербургских повестей открывается нам глазами Пискарева: «Ему казалось, что какой демон скришив весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, бессмысленно смешал вместе». Но «демоническая» картина-это уже не смешная картина. Раздроблена «фантастическая» действительность имеет в Гоголя две стороны, два лица: одно из них - пошлое, комическое, другое - трагично.

В повести Гоголя есть Невский проспект дневной и ночной. Днем Это выставка, где «бакенбарды единственные» представляют собой всего человека. Вечернее освещение порождает новые точки зрения и новые проблемы. От вечернего фонаря расходятся в разные стороны художник Пискарев и поручик Пирогов, две параллельные линии сюжета, на сопоставлении которых строится Невский проспект. Одного тянет красота, другого интрижка; обоих ждет неудача, и каждый по-своему переживает свое поражение и находит свой выход: один погибает, другой продолжает жить, легко забывая стыд и позор за пирожками в кондитерской и вечерней мазуркой.

Такие разные читатели Гоголя, как Белинский, Аполлон Григорьев и Достоевский, одинаково восхищались его Пироговым, «бессмертным» образом пошлости. Нам всем понятный трагический смысл этой сюжетной и жизненной параллели между хрупкой неспособностью примириться с несовершенством жизни и Торжествующей пошлостью, что «ничем не прошибиш. «Вечный раздор мечты с существенность» - восклицает гоголевский художник. Однако сам Гоголь только наполовину соединяет свой голос с этим возгласом романтика, что не хочет видеть действительности, спит наяву и живет во сне, чтобы удержать свою мечту. Но что такое его мечта? Ведь она зарождается там же, на Невском проспекте: незнакомку Пискарева, «Петруджинову Бианко», породило ночное неверное освещение, от которого на мостовую выползают длинные тени, достигающие головой к Полицейского моста. Гоголь дает поразительную картину ночного города, как он чудится за своей мечтой и затуманенным этим полетом художнику:

«Тротуар несся под ним, кареты с лошадьми, что скачут, казались неподвижные, городов растягивался и ломался на своей арке, дом стоял вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованных ножниц блестела, казалось, на самой ресницы глаз. Этому миру ночной петербургской фантастики принадлежит и мечта Пискарева, прекрасная дама, так жестоко его что обманула иллюзия. В заключении повести слова «мечта» и «обман» объединены: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется».

Чтобы понять Гоголя, нужно хорошо слушать его необычное вещания. В «Невском проспекте» она растекается на два потока, движущихся в параллельных руслах сюжета. Автор сочетает свой голос то с художником Пискаревим, то с поручиком Пироговым и поэтому в разных местах говорит на ту же тему противоположные вещи и совсем разным тоном: Открытое он выступает в заключительном монологе, «снимая» обе принятые им на себя интонации и своим голосом подводя итог параллельной действия: «Все не то, чем кажется ... Он лжет во всякое, этот Невский проспект ...».

Пушкина нашел очень верные слова, когда назвал гоголевский «Невский проспект» самым полным из его произведений. В самом деле, в художественной капве этой повести соединяются гоголевский комизм и гоголевская лирика, пошлое и трагическая личность гоголевского Петербурга.

содержание этой сюжетной и жизненной параллели между хрупкой неспособностью примириться с несовершенством жизни и Торжествующей пошлостью, что «ничем не прошибиш. «Вечный раздор мечты с существенность» - восклицает гоголевский художник. Однако сам Гоголь только наполовину соединяет свой голос с этим возгласом романтика, что не хочет видеть действительности, спит наяву и живет во сне, чтобы удержать свою мечту. Но что такое его мечта? Ведь она зарождается там же, на Невском проспекте: незнакомку Пискарева, «Петруджинову Бианко», породило ночное неверное освещение, от которого на мостовую выползают длинные тени, достигающие головой к Полицейского моста. Гоголь дает поразительную картину ночного города, как он чудится за своей мечтой и затуманенным этим полетом художнику:

«Тротуар несся под ним, кареты с лошадьми, что скачут, казались неподвижные, городов растягивался и ломался на своей арке, дом стоял вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованных ножниц блестела, казалось, на самой ресницы глаз. Этому миру ночной петербургской фантастики принадлежит и мечта Пискарева, прекрасная дама, так жестоко его что обманула иллюзия. В заключении повести слова «мечта» и «обман» объединены: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется».

Чтобы понять Гоголя, нужно хорошо слушать его необычное вещания. В «Невском проспекте» она растекается на два потока, движущихся в параллельных руслах сюжета. Автор сочетает свой голос то с художником Пискаревим, то с поручиком Пироговым и поэтому в разных местах говорит на ту же тему противоположные вещи и совсем разным тоном: Открытое он выступает в заключительном монологе, «снимая» обе принятые им на себя интонации и своим голосом подводя итог параллельной действия: «Все не то, чем кажется ... Он лжет во всякое, этот Невский проспект ...».

Пушкина нашел очень верные слова, когда назвал гоголевский «Невский проспект» самым полным из его произведений. В самом деле, в художественной капве этой повести соединяются гоголевский комизм и гоголевская лирика, пошлое и трагическая личность гоголевского Петербурга.


Похожие сочинения:






Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно