Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

«Тихий Дон» - роман-эпопея (вариант 3)


«За кусок хлеба, за участок земли, за право на жизнь всегда боролись люди и всегда будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая сочится по жилам кровь. Так рассуждает Григорий Мелехов, главный герой романа Михаила Шолохова. Там, где борьба, там и кровь. А на кровь - отвечают кровью. И эта эпидемия страшнее тифа. Жили казаки на своей земле - не бог весть как, и трудно, и скучновато, только что не голодали, но и роскоши особой не было. Развлекались просто и искренне. То до полусмерти сражались с врагами, то со своими. Собой гордились чрезвычайно. Еще бы, опора государства - и хлебушком кормят, и воевать в состоянии. Пренебрегали все необычное. Доходило до изуверства, как в случае с бабкой Григория Мелехова - привезенной турчанкой. Забили насмерть, беременную, потому что оказалась непохожа на других баб, а не ведьма? И отчаянный защиту мужа не спас. Жестокость вообще им свойственна. Не от злобности натуры - от недоразвитости. Брошенную мужем Наталью дразнят и мешают с грязью и девушки, и парни - просто так, и доводят до того, что она пытается зарезать себя косой и на всю жизнь становится калекой. Отношение к женщине вообще ужасает.

Только с возрастом, у некоторых то человеческое просыпается. А так - женщина ниже скота. Эксплуатируют ее больше берегут меньше. Каторжный труд, в результате которой свекровь Ксении умирает до сорока лет - надирвавшись. Вечно все болит у матери Григория Мелехова - от работы и от побоев. Скотину не бьют просто так, как бьют своих жен казаки. Степан Астахов, по местным понятиям, любит жену - и лупит ее «обдуманно и страшно» ежедневно в течение нескольких лет (еще до ее романа с Григорием. Она принимает это, разумеется, как должное. А как показательная реакция на избиение Ксении Степаном! Он ее буквально втоптав в землю ногами - а мимо идет Алешка Шамиль, далеко не худший из станичников, улыбается. «Что из того, что человек ... охаживае собственную жену сапогами? .. Остановился бы Шамиль посмотреть ... до смерти убьет или нет, но совесть не позволяет ». А ужасная сцена с изнасилованием Фран! И после этого - большие рассуждения о казацких косточки, разбросанные по полям Европы. Но после сцены изнасилования - и не жалко. Воспринимается как естественная расплата. Так они и живут до первой мировой. Загоняют себя работой до полусмерти, иногда напиваются - тоже до полусмерти. Так же дерутся. Только и умеют - работать и воевать. За это, кстати, их и ценит государство - за урожаи и надежные шашки. От них ничего и не нужно больше никому. Только и любят - хозяйство, в страданиях, собственным здоровьем создано, так свои воображаемые права. Но все это - к войне. Нужно было оторваться от земли, от семей, увидеть смерть товарищей, чтобы понять, как дорого свое, родное - и не только хозяйство, но и жены, и ДИТы, и родители, дорогие их забота и ласки.

Понятно, что мировая война никому не нужна, всем до земли хочется. А как быть между двух огней - белыми и красными? Хорошо тем, кому все ясно сразу - Кошевому или Коршунов. А большинство мечется, не зная, к которой власти приткнуться - лишь бы жить не мешали. Как не просто выбрать правых! Ясно, Деникин был для офицеров и помещиков, красные - для бедноты. Большевистская пропаганда не вдохновляет. Земли - и так полно, воли - меньше стало, раньше начальство - атамана - сами выбирали, при красных назначают. Все свои, все на глазах - кто работает, «потом омывается», тот и имеет, а кто дурака валяет, «пальцем не ворохнув» ... Ведь богачи местные неспроста уважаемые - вся семья пашет от зари до зари, в любой либо руки - сплошь в мозолях, бабы до сорока лет - инвалиды. А «хозяйственный человеку эта власть жили режет. Да и не верится казакам в равенство, которое декларируется - красный командир весь в коже, а «Ванька в обмоточках. «Да год их власти прошел, а укоренятся они - куда равенство денется?» Если и сейчас жизнь по блату сохраняется - заплатил Петр взятку Фомину - и признали его «своим товарищем» в отличие от Григория. Хотелось бы, конечно, чтобы и те и другие оставили в покое, дали пожить самостоятельно - так кто же даст! И договориться невозможно, так как безумная нетерпимость со всех сторон.

С белыми все ясно, к ним только от отчаяния нельзя. У коммунистов - тоже только добрые. Другие вроде мусора - особенно если не поддаются агитации. Еще в мирное время, при более мягких судьбах, машинист Иван Алексеевич говорит о рабочих мартеновского завода: «Это тебе не пролетарии, а так ... навоз ... А потому это, что все они зажиточные. Каждый имеет свой домик ... ». Почему приличную жизнь людей на отдельных заводах не вызывает природного, казалось бы желание, чтобы и на других все было так же хорошо. Нет, все должны быть бедные и обозленные. Но это хорошо. Если б не поступали, как с мусором! А то мертвых не уважают! Комиссар Малкин - «чужими жизнями, как бог, распоряжается, расстреливает старых« шутку ». За бороду. Ну не любит он бородатых! «Пересолюе» слегка. «Парень-то он хороший, но не очень разбирается в политической обстановке. Так ведь лес рубят, щепки летят ... ». И у каждого своя правота. Нет правых и вроде нет виноватых.

И всех можно понять. Можно понять Бунчук, у которого двенадцатилетняя Луша, дочь погибшего в мировую приятеля на панели зарабатывает на хлеб, и это гложет его душу, и да, действительно, грош цена тому обществу, при котором такое возможно. И можно понять агрессивного красноармейца Александра Тюрникова, что ищет только повода для ссоры - потому что перед этим офицеры на его глазах застрелили его мать и сестру, и не может он относиться к ним спокойно. И как не понять казаков - а 35000 взбунтовалось! - Если вместо надоевших белопогонниками пришли красные и вместо обещанной свободы - убийства и грабежи. Если старых - а все они чьи отцы и деды - бьют и расстреливают только потому, что они могут быть врагами советской власти. И ходят, и ходят по домам с арестами, и начинаешь ждать своей очереди. И уж лучше бороться - чем ждать пассивно, как овца. У каждого своя правда. И напоминает это разговор немого с глухим. Потому что ограниченность вопиющая - и казаков, и красных, и белых. И каждый видит только свои образы, уважает только своих мертвецов. И каждый акт насилия порождает новое насилие. По разные стороны - Митька Коршунов и Кошевой. Но в своей непримиримости - словно близнецы. Кошевой, дружок Григория Мелехова, влюбленный в его сестру. Когда мать упросила стариков-станичников, и те спасли его от неминуемой смерти, написали от общества просьбу оставить его в живых как единственного кормильца - но нет благодарности, нет понимания, что его правота - не единственная. Чуть не плача - но «надо» - убивает Петра Мелехова, односельчанина, брата любимой девушки. Иван Алексеевич, кум, крестил ребенка Петра, не мешает убийству - «надо» - становится соучастником. Дарья - ветреница, насмешница - берет винтовку и убивает Ивана Алексеевича - за смерть мужа. Кошевой смерти единомышленников - Ивана Алексеевича и Штокмана - мстит всем, убивает безобидного, почти столетнего деда Гришаку и поджигает полхутора. Потому что все вокруг враги, а враги - потому что не такие, как он. «Он уже не раздумывал, не прислушивался к смутному голоса жалости, когда в руки ему попадался пленный казак-повстанец ... Рубил безжалостно». Даже к животным становится безжалостный: «... когда, ломая плетни горящих Базив, на переулки с ревом выбегали обезумевшие от страха быки и коровы, Михаил в упор расстреливал их из винтовки. Сломано психику.

понять казаков - а 35000 взбунтовалось! - Если вместо надоевших белопогонниками пришли красные и вместо обещанной свободы - убийства и грабежи. Если старых - а все они чьи отцы и деды - бьют и расстреливают только потому, что они могут быть врагами советской власти. И ходят, и ходят по домам с арестами, и начинаешь ждать своей очереди. И уж лучше бороться - чем ждать пассивно, как овца. У каждого своя правда. И напоминает это разговор немого с глухим. Потому что ограниченность вопиющая - и казаков, и красных, и белых. И каждый видит только свои образы, уважает только своих мертвецов. И каждый акт насилия порождает новое насилие. По разные стороны - Митька Коршунов и Кошевой. Но в своей непримиримости - словно близнецы. Кошевой, дружок Григория Мелехова, влюбленный в его сестру. Когда мать упросила стариков-станичников, и те спасли его от неминуемой смерти, написали от общества просьбу оставить его в живых как единственного кормильца - но нет благодарности, нет понимания, что его правота - не единственная. Чуть не плача - но «надо» - убивает Петра Мелехова, односельчанина, брата любимой девушки. Иван Алексеевич, кум, крестил ребенка Петра, не мешает убийству - «надо» - становится соучастником. Дарья - ветреница, насмешница - берет винтовку и убивает Ивана Алексеевича - за смерть мужа. Кошевой смерти единомышленников - Ивана Алексеевича и Штокмана - мстит всем, убивает безобидного, почти столетнего деда Гришаку и поджигает полхутора. Потому что все вокруг враги, а враги - потому что не такие, как он. «Он уже не раздумывал, не прислушивался к смутному голоса жалости, когда в руки ему попадался пленный казак-повстанец ... Рубил безжалостно». Даже к животным становится безжалостный: «... когда, ломая плетни горящих Базив, на переулки с ревом выбегали обезумевшие от страха быки и коровы, Михаил в упор расстреливал их из винтовки. Сломано психику.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно