Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Тема произведения: Образ рассказчика в поэме Шевченко «Сон»


Летом 1844 Шевченко написал один из величайших своих произведений, сокрушительную сатиру на деспотический режим Николая I - поэму «Сон» («У всякого своя доля»). Это одна из крупнейших вершин политической поэзии Шевченко. Пафос разоблачения самодержавно-крепостнического строя оказался в этом произведении с невиданной до того глубиной и силой. Произведение имеет подзаголовок «Комедия», что указывает, однако, на драматическую его форму, а на комически-сатирический, гротескно-забавный харатер основных сцен-картин, особенно в конце поэмы. Поэма написана в форме повествования от первого лица, открывает широкий простор для выявления авторского отношения к изображаемых событий и оценки. Однако как автор произведения Шевченко выступает в поэме в литературной маске условного автора-рассказчика о «напричуд странный», росповидае фантастические приключения и забавные происшествия, которые ему приснились.

Созданный в поэме образ безымянного рассказчика не тождественен реальном автору - Шевченко, но сколько-нибудь заметной идейно-психологической видстни между ними нет. Во всем основном и существенном образ рассказчика предельно ции ближений к автору и является выразителем его мыслей и оценок, выражает его отношение к событиям, воспроизведенных в поэме. Образ рассказчика в поэме многогранный, многоплановый, сложный. Он «маска» автора, его второе «я». Вместе с тем рассказчик - не только условная «маска» автора. Он выступает как самостоятельный образ. Это - непосредственный участник событий и происшествий, в поэме. Сознание и внутренний мир героя-рассказчика в некоторых часть »произведения отделены от авторского сознания. Ведя рассказ преимущественно в серьезном, иногда - патетическом тоне, розиповидач время прибегает к едва заметной мистификации, прикинувшись то подвыпивший ш женатого повесу, то провинциального простачка, который впервые попал в столицу где все вызывает у него недоумение. При этом и речь его в других случаях тождественна с языком автора, набун.ы специфических, комически-огрубелых рис.

Шевченко предоставил образу рассказчика разносторонности, способности прибегать к игре и мистификации, быть не только «маской» автора, но и выступать в «маске с собственной волей - волей организатора рассказа. Поэт возвращает условного читателя то одним, то другим боком, показывает его то как интеллигента-демократа, а страстного борца, каким был он сам, то как «человека из народа», что попадает в непривычную для себя обстановку. Это ярко индивидуализирует образ рассказчика, над ему жизненной полнокровности и исключительной художественной силы. Образ рассказчика раскрывается постепенно в каждой новой части произведения и новыми особенностями и гранями. Во всей своей целостности он предстает только со всей совокупности сцен, картин и эпизодов поэмы; Но некоторые основные, определяющие его черты выступают в первых же строках поэмы, предшествующие развитию сюжЕфния событий, то есть рассказы о сне. Строки эти передают размышления рассказчика об общественных болячки, о «судьбе» II «пути» человека в условиях социального раздора и моральной опустошенности суои пильства и имеют сатирический характер:

У всякого своя доля И свой путь широкий: Этот строит, тот ломает, Этот несытым глазом По край света заглядывает, нет ли, чтобы силой Заграбастать и с собой Взять в гроб, Тот тузами обирает свата, Тот тихонько в уголке Точит чем на брата.

Эта сатирическая галерея общественных хищников, вымогателей и мздоимцев вырастает в характеристику общества, где царит раздор, где человек человеку - волк. Нарисовав социально точную, глубоко правдивую и яркую галерею суспильих хищников, рассказчик тут же подходит к изображению с другой, протилежнобоку. Мысль его переносится на другое, не менее опасное зло - общественное ертнисть и равнодушие тех, кто примирился с насилием и гнетом, кто потворствует злу своей пассивностью и покорностью:

А братия молчит себе, вытаращив глаза, Как ягнята: пусть, говорит, может, так и надо?

Рассказчик призывает проснуться от духовной спячки, сбросить с себя веру, с искать «рая» на том свете, будит чувства достоинства, провозглашает природную равенство людей. Свое негодование покорностью «братии» рассказчик выражает пренебрежительным, преливим сравнением «как ягнята. В строках о смиренную «братию» язык розпоача приобретает новый эмоционального напряжения, обличительной патетики, пристрасго предосудительного пафоса. В поэме проведена четкая антитеза между стремлениями масс (и хищников, и смиренных и стремлениями рассказчика. С резкого осуждения рассказчиком и вымогателей и мздоимцев, и инертной, немощной толпы следует, что сам он вне их. Он не из тех и не с других. Кто же он? Этот вопрос ощущается у него же: «И тот, и тот, кто же я?» И тут интонация повествования снова зминюеться, речь рассказчика становится иронически-шутливой, приобретает пониженной тональности. Обмолвившись вопросом, рассказчик словно уклоняется от ответа на него и предстает в новой «маске» - в «маске» ироничного шутника, подвыпивших повесы, что «под забором» возвращается домой, к пустой хаты, «с банкета пьяный ночью.

Читателю, оставленному без прямого ответа, остается судить о рассказчика не из этой шутки, ... а из того, какой образ мыслей оказался в его монологе, с его общественной позиции. Рассказчик понимаю, что все сказанное им об общественных пиявок и хищников и покорную «братию» не оставляет сомнения, кто он, что самохарактеристика здесь лишняя.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно