Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Тема родины и природы в лирике Сергея Есенина

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений. Показать

Тема родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщина. Но с рязанского села Константинов поэт выехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за рубежом, в родное село приезжал время от времени как гость. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, что их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстранения, позволяющий эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, один из наиболее известных его произведений - «Гой ты, Русь моя родная ...». С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «село в выбоинах, где радость коротка, а печаль бесконечен:

«Грустная песня, ты - русский боль».

Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и, что ожидает от него вестей с поля боя. Для поэта родное село в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде родной край, родное село, то, что позже, литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей Есенину-лирику склонностью одушевляты все живое, все окружающее, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Ой ты, Русь моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу. Порой стихи поэта обретают ноту щемящего печали, у них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми обездоленный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия:

И месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам ... И Русь все также будет жить ...

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения - война, революция, опять война - теперь уже Гражданская. Переломный для России год - 1917 - поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на восстановление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С. Есенина того времени - это Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева - близкого друга и поэтического наставника С. Есенина:

Мужицкая ныне земля, И церковь не наемник казенный.

В есенински поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: «Уже смыла, стерла деготь Русь, Что Встала. Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и вопрекиные - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгается в нее и разрушает ее гармонию, - звучит в стихотворении С. Есенина «сорокоуст». В нем центральным становится соревнование, глубоко находит символическое содержание, между лошадью и поездом. При этом лошадь как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же находит черты зловещего чудовища. В есенински «сорокоуст» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбе России. В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины связана с нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пузатый »« Капитал »- Библию. Особенно горько поэту осознавать то, что новое поколение поет новые песни: «Поют агитки Бедного Демьяна». Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким-то там Демьяна ». Поэтому так горько звучат его строки: «Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: «Отдам всю душу октябрю и томлюся, но только лиры милой не отдам». И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:

Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть Земли С названием кратким «Русь».

С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя его заветов, его памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение «Спит ковыль»:

Спит ковыль. Равнина дорогая И свинцовой свежести полынь! Никакая родина другая не вольет мне в грудь теплынь. Знать, у всех у нас такая судьба, И, пожалуй, всякого спроси - радуясь, ярости и страдать, Хорошо живется на Руси ...

Это стихотворение это датированный 1925 годом, относится к зрелой лирики поэта. В нем выражены тайные мысли автора. В строке «радуясь, ярости и страдать» - тяжелый исторический опыт, выпавший на долю есенински поколения. Стихотворение построен на традиционно поэтических образах: ковыль как часть российского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционном пейзажа, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактное, безжизненное, лишенное поэзии. И в противовес ему звучит признание лирического героя есенински стихотворения в приверженности вековому сельском уклада. Особенно значимый у поэта эпитет «золотой»: Одинаково останусь я поэтом Золотой, сделанной из бревен дома. Понятие «золотой» одно из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно связано с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотой месяц. В этом стихотворении значение ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности, символ уклада сельской жизни с присущей ей красотой, гармонией.

Сельский дом - это целый мир, ее разрушение не викупаеться для поэта никакой привлекательной новостью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетно, почти детской естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

ьности возрастном сельском уклада. Особенно значимый у поэта эпитет «золотой»: Одинаково останусь я поэтом Золотой, сделанной из бревен дома. Понятие «золотой» одно из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно связано с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотой месяц. В этом стихотворении значение ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности, символ уклада сельской жизни с присущей ей красотой, гармонией.

Сельский дом - это целый мир, ее разрушение не викупаеться для поэта никакой привлекательной новостью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетно, почти детской естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.


Похожие сочинения:






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно