Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - выдающийся памятник ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ХАРЬКОВЩИНЫ


ПРОИЗВЕДЕНИЕ на лингвистическую тему в научном стиле. Каждый сознательный харьковчанин рано или поздно пытается понять связь между историей харьковских храмов и историей города, связь между религией и культурой Слобожанщины. Тема эта неисчерпаема, потому находятся новые источники информации и происходят те изменения в обществе, которые и ведут нас к поискам величественного и прекрасного. Более 300 лет назад на высоком валу харьковской крепости поднялся вверх тонкий и изысканный храм Покрова Пресвятой Богородицы. К нему в течение многих лет шли наши предки. К построению Покровского храма все харьковские слободки уже имели свои церкви. В Залопанський и Захаркивський слободах их было аж по две. Все церковные постройки были деревянными. И только в 1685-1688 годах был построен первый кирпичный храм Харькова - Успенский собор. В этот же период по северным городским валом неподалеку от Московских ворот вырос еще один кирпичный храм - Свято-Покровский. И уже значительно позже к нему присоединилась Озерянская церковь. Вместе они создали единый церковный комплекс, который впоследствии и стал центром культуры и науки Слобожанщины.

Как свидетельствуют исторические данные, Свято-Покровский храм стал надеждой горожан на защиту и спасение от внешних врагов. Освящен в 1689 году белгородским митрополитом Авраамия, Свято-Покровский храм стал основой для позже созданного на его территории мужского монастыря, одного из четырех самых известных в Украине монастырей.

Озерянская церковь, построенная на территории мужского монастыря более 100 лет назад, тоже представляет собой архитектурный памятник прошлого. Она была построена в базиличному стиле псевдо-византийских архитектурных форм. В советские времена она была преобразована в хранилище областного исторического архива. Бани снесено, колокола вывезли. В помещении церкви до сих пор можно увидеть остатки многочисленных полок. А поскольку архив размещался во всем церковном помещении, то оно было разбито на три этажа, от чего сильно пострадали настенные росписи, испорченные креплением батарей отопления.

Последствия перестройки ужасно поразили меня, ведь чья жестокая рука сознательно или бессознательно убивала огромные гвозди креплений прямо в глаза святых. Совместными усилиями служители Озерянского храма и послушники восстановленного мужского монастыря сделали, казалось бы, невозможное: вывезли мусор и высвободили от извести остатки непревзойденных церковных росписей. Реставрацию этих росписей приходилось начинать дважды. Когда работы было уже почти завершено, на дворе вспыхнул пожар, повлекший продолжение разрушения.

И хотя работы еще очень много, храм действует. Еженедельно здесь происходит служба, бывают даже иностранные делегации. Даже атеисты мероприятийБойцовский храма понесла наибольшие разрушения и пока закрыта от людских глаз, увы, нескоро мы сможем увидеть и ее особенности - алтарная часть имеет форму шестиграника, перекрытого сомкнутым кирпичным сводом, и имеет несколько аскетичный вид - поскольку разрушение устоев привело к деформации потолка верхнего храма. И даже металлический каркас кровли и металлические Ганы, вмурованные в стены для прочности сооружения, не помогают предотвратить разрушение. Все харьковчане переживают за судьбу храма и надеются, что сооружение выдержит прежнему выдерживала различные неприятности судьбы. Ведь храм переживал разные упадка. Впервые такой упадок произошел в 1709 году, после посещения Харькова царем Петром I при строительстве новой харьковской крепости. Харьковчане были вынуждены молиться в слободах, а за Покровсь-кой церковью осталось 87 дворов, она стала самостоятельной и бедной. Взлет в развитии монастыря приходится на вторую половину восемнадцатого века, когда в Харькове началась реконструкция по проекту архитектора Квасова, для которой необходимо было возродить монастырские границы.

Харьковский архитектор Васильев разработал новый проект, запроектувавшы во дворе монастыря архиерейский дом, который и был возведен в классическом стиле. В восемнадцатом-девятнадцатом веках Покровский храм изменился в связи с построением каменной колокольни, а с 1800 года он стал кафедральным собором Харьковской епархии. Последующие годы стали периодом расцвета храма и начались работы по золочения куполов и крестов, церковные росписи были выполнены учителем Ильи Репина, Чугуевцы Иваном Бунаков.

Со второй половины девятнадцатого века монастырь перестраивается в классическом стиле: сводится доходный дом на бурсацком спуске, служебные здания по улице Клочковской, монастырские лавки, узпродовж улицы Университетской, помещение трапезной в честь Озе-рянськои иконы. А в 1903 году на месте старого корпуса коллегиума вырос новый корпус келий, которые и стали последними монастырскими строениями.

С семнадцатого по девятнадцатый век монастырь был местом погребение многих выдающихся людей того времени. Там был похоронен династию полковников Захаржевских, род Квиток, харьковского епископа Христа стофора Сулиму, героя 1812 донского атамана графа Орлова-Де-нисова. К сожалению, их могилы не сохранились, потому с 1922 года храм стал антирелигиозным музеем, после Великой Отечественной войны - историческим музеем, в помещении собора расположился склад хозяйственных товаров Центрального универмага, все остальные монастырские помещения распределились по разным учреждениями. Росписи церквей исчезли навсегда, остались лишь их описания. Но судьба людей была еще ужаснее: монахов выслали, позволив взять с собой только белье, одежду и обувь. Об их дальнейшей судьбе мы можем только догадываться.

ише белье, одежду и обувь. Об их дальнейшей судьбе мы можем только догадываться.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно