Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Исповедь «Хулигана» Сергея Есенина


В свое время у каждого художника - и у художника слова - была своя репутация. Пушкина - повеса, Эдгара По - пьяница, Бродский - тунеядец. Не смог избежать подобной участи и Есенин. Слава «хулигана и скандалиста» прочно закрепилась за ним - причем закрепилась в письменной форме: тому свидетельством и приведенные выше строки, и стихи самого Есенина. А, как известно, что написано пером ... Так и остался жить в литературе этот образ. И для многих Есенин поэтом "Москвы шинкарей», «московским озорным гулящим» был и будет всегда. Попробуем же проанализировать этот образ, проследить источники его зарождения, его развитие, его конец. В российском литературоведении существует давняя традиция личные трагедии героев и их авторов считать отражением более широких социальных конфликтов: Онегин застрелил своего друга, потому что был «лишним» человеком в своем обществе, а Джек Лондон покончил жизнь самоубийством, сломленный враждебной художнику капиталистической действительностью. Такой подход в целом не плохой и продуктивный, и при раскрытии причин есенински ухода в «хулиганы» представляется вполне логичным.

Первый «хулиганское» стихотворение поэта, который, кстати, так и называется - «Хулиган», - относится к послереволюционного периода и датируется 1919 годом. До этого захвачены, полные ожидания «чудесной гости» - революции - стихи. В них поэт воспевал грядущие изменения в жизни страны и райский край, в котором все по-другому, лучше, чище, добрее. Край этот удивительным образом похож на родную деревню автора, превращенное и идеализированное. Но мечтам поэта не суждено было сбыться. Грянула война, а за ней - индустриализация всей страны, и от «мужицкого рая» пришлось отказаться. В Есенина не остается «любви ни к городу, ни к селу». А отсюда недалеко и до кабака:

Посему вросли тоска В переборы Тальянки звонкой и соломой пропахший мужик Захлебнулся злой самогоном.

Отныне герой поэзии Есенина - «московский озорной гуляка». Он намеренно идет нечесаный, вызывая брань и осуждение со стороны прохожих, ночами читает стихи проституткам и пьет спирт, похабничае и скандалит. Его судьба - «умереть в шинкарей пьяной драке» на изогнутых московских улицах в есенински стихах мы видим Москву «шинкарей», разгульную, пьяную Это город его увлекло, вскружило. С болью думает герой о свою прежнюю жизнь:

Вспомнил я сельское детство, Вспомнил я деревенскую синь.

И всего трепетнише и пронзительнее его воспоминания именно тогда, когда вслед ему доносится чужая брань - потому, быть может, он и любит свою скандальную славу. Ведь в глубине души он все такой же деревенский парень с васильковыми глазами и ранимая сердцем. Его душа в крови от ударов ближеих, как некогда в детстве было в крови. Он «нежно болен воспоминаниями детства» и сожалением о былой свежести «половодье чувств». Эта память о прежней жизни в родном крае проявляется в характере образов его поэтических размышлений. Герой - такой же хулиган, как и дождь, как ветер. Разгульная тоска точит его глаза, словно синие листья червь. Село становится для него олицетворением прошлой, лучшей жизни и убежищем, которым поэт не спешит воспользоваться. И от прежней жизни у него осталась одна радость - дружба с «братьями нашими меньшими. «Среди людей я дружбы не имею», - говорит о себе герой. Люди не способны ответить на его чувство, это чужой и хохоча сброд, что не понимает души поэта, а потому всячески ему за это что мстить. Другое дело - звери: «Для зверей приятель я хороший». Герой кланяется каждой корове с вывески, ему жаль бездомных собак - ведь для него «братья - прошлого и сестры - суки». Его знаменитый цилиндр - не для того, чтобы производить впечатление на женщин: подобные желания кажутся ему просто глупыми. В цилиндре «удобнее» давать овес кобыле - чтобы уменьшить грусть, что таится в сердце. Отчего же грустно поэту? Возможно, потому, что он одинок. Когда Блок писал о такой одиночество: «Храню я к людям на безлюдье неразделенная любовь». А Маяковский, не увидев вокруг себя людей, рвется целовать «умную морду трамвая». Одинокий герой Есенина же «пришел целовать коров». Он никогда не скажет о людях - «озвирившы», потому что это будет оскорблением для животных. Резкое осуждение за свой цинизм и грубость обычно вызывают два стихотворения «Сыпь, Тальянках ...» и «Ликуй, пой, на проклятой гитаре ...». Позже сам автор говорил, что не может от них отказаться, потому что внутренне пережил все описанное в них. «Горькая яд» стала частью жизни героя. В шинке за рюмкой водки он цинично рассуждает о жизни, о России, о женщинах. Высокое чувство любви для него не существует, есть только горькая «правда земли», основной человеческий инстинкт. Само существование человека на этой земле - неудачи, спирт и сифилис:

И я сам, сник головой, Заливаю глаза вином, Чтоб не видеть в лицо роковое, Чтоб подумать на миг об ином.

Поэт с болью осознает глубину своего падения. Чувство отвращения вызывает у него «пропащая гульба. По подчеркнутыми грубостью и цинизмом скрывается (а его нужно скрывать, потому что нет ничего больнее, чем когда в душу - грязными руками) сердце, открытое для любви и добра. Так говаривал о себе Маяковский: «Я люблю смотреть, как умирают дети», пряча свое «сплошное сердце», что стучит повсеместно. Герой Есенина чувствует

То всеми навек утрачено. Май мой синий! Июня голубой!

Жизнь кажется ему потерянным. Он чувствует свою небывалую усталость и вновь возвращается мыслями к отчему дому, его благотворительном мира. Но поэт понимает, что ему нет возврата в прошлое, что угасла «и нежная дрема. Герой, однако, чувствует, как оставляет его желания мучить себя. Он ни о чем не жалеет:

Пусть не зладилися, пусть не сбылись Эти помыслы розовых дней. Если черти в душе гнездились Значит, ангелы жили в ней.

Последний цикл «хулиганских» стихов - «Любовь хулигана». В прошлом разгульную жизнь - любовь появилась как спасение. Ради любимой герой готов бросить водоворот кабаков. Он поет ей о хулиганстве, что идет. Пусть им досталась только осенняя усталость чувств, не стоит жалеть о том, что

Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок.

Герой воскрес для жизни, он верит в то, что он еще будет слушать песни дождей и черемух - «чем здоровая жив человек». Так находит свой конец образ хулигана в творчестве Есенина. С радостью поэт отрекается «скандалить», с радостью ищет и находит новые темы для своих стихов. Тому свидетельство - красота его «Персидских мотивов». Этот сборник так и начинается - с признания поэта о том, что его душа больше не грызет «пьяное бред. В «Письме к женщине» сам автор так представляет свое падение в омут разгула: в разбросанных быту ему не удалось определиться в своем назначении, и он предпочел «сгореть в угар пьяном». Теперь же все не так. Он стал не тем, чем некогда был. И это - последнее слово в есенински исповеди «хулигана».

Чего же хорошего? Полный развал! Шумит, как Есенин в участке В. Маяковскийи его благотворительном мира. Но поэт понимает, что ему нет возврата в прошлое, что угасла «и нежная дрема. Герой, однако, чувствует, как оставляет его желания мучить себя. Он ни о чем не жалеет:

Пусть не зладилися, пусть не сбылись Эти помыслы розовых дней. Если черти в душе гнездились Значит, ангелы жили в ней.

Последний цикл «хулиганских» стихов - «Любовь хулигана». В прошлом разгульную жизнь - любовь появилась как спасение. Ради любимой герой готов бросить водоворот кабаков. Он поет ей о хулиганстве, что идет. Пусть им досталась только осенняя усталость чувств, не стоит жалеть о том, что

Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок.

Герой воскрес для жизни, он верит в то, что он еще будет слушать песни дождей и черемух - «чем здоровая жив человек». Так находит свой конец образ хулигана в творчестве Есенина. С радостью поэт отрекается «скандалить», с радостью ищет и находит новые темы для своих стихов. Тому свидетельство - красота его «Персидских мотивов». Этот сборник так и начинается - с признания поэта о том, что его душа больше не грызет «пьяное бред. В «Письме к женщине» сам автор так представляет свое падение в омут разгула: в разбросанных быту ему не удалось определиться в своем назначении, и он предпочел «сгореть в угар пьяном». Теперь же все не так. Он стал не тем, чем некогда был. И это - последнее слово в есенински исповеди «хулигана».

Чего же хорошего? Полный развал! Шумит, как Есенин в участке В. Маяковский





Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно