Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Сковорода-баснописец - обличитель общественных недостатков


Школьное сочинение на тему «Басни в творческом наследии Г. Сковороды».

План

И. Г. С. Сковорода - выдающийся философ, гуманист, певец человеческим качествам.

II Человек - «кузнец своей жизни».

1. Жизнь в гармонии с природой в стихотворениях «Эй, поля, поля зеленые», «Ой, птичьи жовтобока.

2. Чистая «как хрусталь» совесть - залог счастливой жизни в стихотворении «Всякому городу - нрав и права ...»

3. Воля - самое большое богатство человека в стихотворении «De libertate», басне «Чиж и щелчок».

4. «Работа наша - источник радости» в басне «Кукушка и Дрозд.

5. Труд в врожденном деле - счастье человека в басне «Пчела и Шершень».

III. Мудрость и поучительность мыслей Г. Сковороды об общечеловеческих

ценности.

Заметное место в творчестве Г. Сковороды занимают стихи социального плана. Разоблачая пороки современной ему действительности, уродливый мир эксплуататоров-крепостников, переживая трагизм существования угнетенного народа, Сковорода выступает во многих своих произведениях истинным просветителем-демократической ом, убежденным гуманистом. Поэт-философ превыше всего ставил свободу, считал ее высшим благом человека, страстно желал ее прежде крепостного люда. Особенно ярко воспел он Свободу в стихах. Идея свободы в творчестве Г. Сковороды органично сочетается с антимонархических тенденциями. Писатель время достаточно откровенно высказывает свое негативное отношение к царизму, к тирании. Эти произведения насыщены общественным пафосом. Сильнее этот пафос оказался в 10-й песни «Сада божественных песней» - «Всякому городу нрав и права ...», что справедливо считается классическим образцом социальной сатиры в древней украинской литературе. Средствами въедливого смеха, воинствующего сарказма писатель клеймит здесь социальные отношения на Украине во второй половине XVIII века, высмеивает представителей разных господствующих сословий. Сатирическое острие песни направлено против помещиков и казацкой старшины, стремящихся захватить как можно больше чужих земель, против зажравшихся купцов-ростовщиков, которые грабят человека труда, против панской распущенности, против пьянства, картярства и др. Нарушает поэт в песне и такие злободневные на той время вопрос, как несправедливое судопроизводство, схоластичность офии онной образования. В ряде других произведений из сборника «Сад божеетвени ньих песней» Г. Сковорода гневно осуждает и паразитическое иснл ния духовных феодалов, лицемерие служителей культа.

В сознание современников и потомков Григорий Сковорода вошел как народный свободомыслящих философ, как странствующий учитель жизни. Высокая образованность НЕ отделяло его от простого народа, он стремился быть «черной сковородой, что жжет белые блины». Поэтому и произведения свои прежде адресовал тем, кто жил под соломенной крышей, видяэтом смысл своего счастья и назначения на земле. Известно, что произведения Г. Сковороды, распространяясь в рукописях, вошли в репертуар кобзарей и лирников, а один из них («Всякому городу нрав и права») использовал Котляревский в пьесе «Наталка-Полтавка».

Как человек своего времени, как представитель просветительской идеологии, Г. Сковорода добывает свою философию на учении о «естественную» человека и пути достижения им счастья. В природе, перед Богом, по его мнению, все люди равны. Общественная организация порождает общественную неравенство, т.е. эксплуатацию господствующей верхушкой низов, что является неестественным, несвойственным самом естеству человека. А потому Сковорода отрицает не только существующий общественный строй, но и любую эксплуатацию.

 

Как первый «профессиональный» украинский баснописец Г. Сковорода выступил в сборнике «Басни Харьковские», куда вошли 30 произведений. Написаны они прозой, каждая басня состоит из двух частей: лаконичной фабулы и «Силье», то есть морали. Основным источником басен были собственные жизненные наблюдения автора, современная ему феодально-крепостническая действительность, народная мудрость. Исходя из интересов народа, Г. Сковорода. выносит приговор недостатков тогдашнего общества, в сатирических: тонах изображает помещиков, чиновников, охваченных жаждой наживы, чинов, высоких должностей. Показательной в этом плане одна из лучших басен «Оленица и Кабан». В морали сей басни поэт осуждает самохвальство, тупоумие господ и их прислужников, которые пытаются «войти в благородной сословие», «продраться в чин, со-всем им не сродньий. В басне «Пчела и Шершень» Г. Сковорода олицетворяет паразитические элементы общества, живущих «хищением чужда» и родившиеся «на одно то, чтоб есть, пить и протчая. Сатирическое острие направлено против богачей, эксплуататоров-трутней, которые сознательно уклоняются от работы, живут за счет трудового человека. А Пчела - символ трудолюбивой человека из народа. О тех, кто берется за дело, которое противоречит врожденным склонностям, Г. Сковорода пренебрежительно говорит в баснях «Собака и Кобьила», «Орел и Черепаха» и др. Хищническую сущность господствующих классов раскрывает Г. Сковорода в стихотворении «Всякому городу нрав и права», сатирическую направленность которого отражает позицию трудового народа. Поэт не принимает также мира, разрушает в человеке человеческое, - стремление к честному труду, желание иметь сердце, «как чистый хрусталь», также соответствовало настроениям и идеалам простого человека. И его первую интересуют извечные человеческие моральные и духовные ценности. Главное для него - посмотреть в корень, выяснить причину всех человеческих бед, которая, по мнению просветителей, состояла в отступлениях от Богом заведенного порядка, природной жизни. Этот взгляд нашел свое отражение в «Басни харьковских. Мудрость басен Сковороды - это в основе своей мудрость трудящегося человека с его пониманием добра и зла. Из источника народного представления о мире, народного понимания первоосновы счастья - и мотив свободной, независимой от любых условиях и обстоятельствах человека. Тема «вольности» является одной из ведущих тем в творчестве Г. Сковороды:

О, когда бы же мне в дураки не пошитись, Даби вольности не могла как остаться. Волю как первооснову счастья Г. Сковорода идеализировал не только в творчестве, но и в жизни. Избегая какой-либо зависимости от общества, места и обстоятельств, которые могли бы поработить его свободу, он в обществе пса ходил от села до села, не имея с собой ни добра, кроме нескольких книг. Атома и завещал на надгробии написать: «Мир ловил меня, но не поймал».

В ряде басен Г. Сковорода, метко пользуясь средствами аллегории, предупреждает представителей привилегированных сословий, паразитический образ жизни может привести их к печальному концу. Так, например, Чиж попал в плен, соблазнившись «сладкой пищей да красной клеткой» («Чиж и Черноголовый щегол. Щука« напал на сладкую ядь », проглотила вместе с ней и« удку, увязшую во внутренностях »(« Щука и Рак » . В других байках поэт клеймит «славолюбне» («Сова и Дрозд»). В большинстве своем басни Г. Сковороды, благодаря их демократической направленности, гражданским мотивам, - безусловно, выдающееся явление, оригинальное и своеобразное в истории этого жанра в древней украинской литературе. И не случайно И. Франко высоко оценил байки украинского мыслителя, отмечая в частности, что они «написаны хорошим, кое даже грациозной прозой».

План

1. «... О книги, лучшие советчики и верные друзья» (Г. Сковорода).

2. «Кто посеет в юности, так пожнет в старости. Соблюдай в юности трезвости и непорочности »(Г. Сковорода).

3. «Здоровье, застенчивость и репутация - ценнейшие сокровища» (Г. Сковорода).

4. «Имея друзей, считай, что ты обладаешь сокровищем» (Г. Сковорода).

5. «Если ты осознаешь, для чего ты рожден, и работаешь с удовольствием, ты счастлив» (Г. Сковорода).

6. «Пусть получат они ... сокровища - я им не завидую. Чтобы я имел духовные богатства и хлеб духовный ... »(Г. Сковорода).

III Актуальность педагогических идей Г. Сковороды в наше время.

трудящегося человека с его пониманием добра и зла. Из источника народного представления о мире, народного понимания первоосновы счастья - и мотив свободной, независимой от любых условиях и обстоятельствах человека. Тема «вольности» является одной из ведущих тем в творчестве Г. Сковороды:

О, когда бы же мне в дураки не пошитись, Даби вольности не могла как остаться. Волю как первооснову счастья Г. Сковорода идеализировал не только в творчестве, но и в жизни. Избегая какой-либо зависимости от общества, места и обстоятельств, которые могли бы поработить его свободу, он в обществе пса ходил от села до села, не имея с собой ни добра, кроме нескольких книг. Атома и завещал на надгробии написать: «Мир ловил меня, но не поймал».

В ряде басен Г. Сковорода, метко пользуясь средствами аллегории, предупреждает представителей привилегированных сословий, паразитический образ жизни может привести их к печальному концу. Так, например, Чиж попал в плен, соблазнившись «сладкой пищей да красной клеткой» («Чиж и Черноголовый щегол. Щука« напал на сладкую ядь », проглотила вместе с ней и« удку, увязшую во внутренностях »(« Щука и Рак » . В других байках поэт клеймит «славолюбне» («Сова и Дрозд»). В большинстве своем басни Г. Сковороды, благодаря их демократической направленности, гражданским мотивам, - безусловно, выдающееся явление, оригинальное и своеобразное в истории этого жанра в древней украинской литературе. И не случайно И. Франко высоко оценил байки украинского мыслителя, отмечая в частности, что они «написаны хорошим, кое даже грациозной прозой».

План

1. «... О книги, лучшие советчики и верные друзья» (Г. Сковорода).

2. «Кто посеет в юности, так пожнет в старости. Соблюдай в юности трезвости и непорочности »(Г. Сковорода).

3. «Здоровье, застенчивость и репутация - ценнейшие сокровища» (Г. Сковорода).

4. «Имея друзей, считай, что ты обладаешь сокровищем» (Г. Сковорода).

5. «Если ты осознаешь, для чего ты рожден, и работаешь с удовольствием, ты счастлив» (Г. Сковорода).

6. «Пусть получат они ... сокровища - я им не завидую. Чтобы я имел духовные богатства и хлеб духовный ... »(Г. Сковорода).

III Актуальность педагогических идей Г. Сковороды в наше время.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно