Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова "Горе от ума"

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений. Показать

Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих героев столь же сложными, как сложные реальные люди. Одним из наиболее противоречивых характеров в пьесе "Горе от ума" наделена Софья. Очень хорошо об этом сказано в статье И. А. Гончарова "Миллион терзаний". Он говорит о смешения в Софии "хороших инстинктов с ложью", "живого ума с отсутствием всякого намека на убеждения". Но она "утеряна в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха". Гончаров увидел в ней "задатки необычной натуры", и поэтому "недаром ее любил и Шацкий. От природы София наделена хорошими качествами: сильным умом, независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Эта девушка получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не могли получить развития в фамусовським обществе. Представление о людях она черпала из сентиментальных французских романов, эта литература развила в Софии мечтательность и чувствительность. Поэтому она не случайно обратила внимание на Молчалина, что своими особенностями и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что Софья ослепленная: она способна оценить избранника здорово и критически.

София еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужна в жизни человек, которому она могла бы управлять. Любовь Шацкого к героине помогает нам понять одну истину: характер Софьи в чем главном под стать самому Шацком. В свои семнадцать лет она не только "расцвела прекрасно", но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Об этом говорит такая реплика Софьи: "Что мне молва? Кто хочет, так и судит. Шацкий это понимает и свои речи адресует прежде Софии. Именно Софью он считает своей единомышленницей. Он привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Этой веры не поколебали в нем "нет даль", "ни развлечения, ни смена мест". Поэтому Шацкий, вернувшись в Москву и увидев, как изменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. София также очень переживает, но уже через другое. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника совсем с другой стороны. Она понимает, что нужна была ему только для того, чтобы, улучив момент, воспользоваться ее влиянием и получить высшее обр. София получает первый жестокий урок. Возможно, когда-либо София узнала бы об искренних намерениях Молчалина и ей не было бытак больно, но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги. Ей не нужен был такой человек, как Шацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. Если бы Софья выросла в другом среде, оно, возможно, выбрала бы Шацкого. Однако она выбирает такого человека, что ей больше подходит, потому что не мыслит себе другого героя. Но, по замечанию того же Гончарова, "тяжелее всех, тяжелее даже Шацкого" именно Софии.

Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Шацком.

Критики Н. К. Пиксанов и И. А. Гончаров сопоставляют Софью Фамусова с Татьяной Лариной. Чрезвычайно важен для понимания образа героини ее сон. Сон, рассказанный Софьей, содержит как бы формулу ее души и своеобразную программу действий. Здесь впервые самой Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценил Гончаров. Сон Софии знаменательный для постижения ее характера, как сон Татьяна Ларина - для постижения характера пушкинской героини. Сопоставляя Татьяну и Софью, И. А. Гончаров писал, что "огромная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалин. Выбор Софии, конечно, не рекомендует ее ... "Н. К. Пиксанов совершенно справедливо отмечал, что" драма, пережитая Софьей Фамусова в финале четвертого акта, является в русской литературе ... первым и блестящим опытом художественного изображения душевной жизни женщины. Драма Татьяна Ларина создана позднее.

Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорил Гончаров, "Горе от ума" держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавистю и более крепкой живучестью.


Похожие сочинения:






Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно