Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Сатира на человеческие пороки в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина


Многие писатели и поэты использовали сказку в своем творчестве. С ее помощью автор высмеивал тот или иной порок человека и всего общества. Сказки Салтыкова-Щедрин резко индивидуальные и отличные друг от друга. Сатира была оружием писателя. В середине XIX века через существующую строгую цензуру автор не могло до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. С помощью сказок "для детей изрядного возраста" автор смог донести до своих современников резкую критику существующего общественного строя. Для написания сказок автор использует такие приемы, как гротеск, гипербола, антитеза. Все сказки делятся на четыре группы. Разоблачение деспотической власти - в сказках "Медведь на воеводстве", "Орел-меценат", "Богатырь", В сказке "Медведь на воеводстве" содержится беспощадная критика самодержавия. Злого воеводу сменяет ревнивый, а ревнивого сменяет добрый. Но жизнь лесных жителей лучше не становится. Зло заключается в природе власти. Критике трусливой, умеренно-либеральной интеллигенции, посвящены такие сказки как: "Премудрый пескарь", "Самоотверженный заяц", "Рассудительный заяц", "Король-идеалист" и другие.

В "Премудрый пескарь" мы видим жизнь просвещенного обывателя, что боится всего на свете. Он постоянно сидит взаперти, боясь лучше раз выйти на улицу, с кем-нибудь заговорить, познакомиться. Он ведет жизнь замкнутую, скучную. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: "Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? Жил - дрожал и умирал - дрожал ". Только перед лицом смерти обыватель осознал, что никому он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнят. Страшная отчужденность пескаря, его замкнутость. В следующей группе сказок изображается жизнь народных масс, простого трудового народа. Сказки "лошадь" и "Соседи", "Путями - дорогой" и "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормив", "Кисель" и другие дают картину жизни пореформенного крестьянской России. В "Повести о мужике" мы видим покорность мужика, его покорность, беспрекословное подчинение двум генералам. Он даже сам сажает себя на цепь, что лишний раз показывает его забитость. Раскрываются противоречия между потенциальной силой и гражданской пассивностью русского мужика. Мужик является первоосновой и источником жизни, в то время как генералы сами ничего не умеют делать, не имеют понятия о самых простых вещах, зато умеют заставлять работать на себя простого мужика. "Лошадь" - это олицетворение народа, его трудолюбия, выносливости, забитости, его каторжного положения. Мораль собственников-хищников показана в сказках "Пропала совесть", ", Основанного на эксплуатации, и антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Хотя действие происходит в "некотором царстве, некотором государстве", на страницах сказки изображен вполне конкретный образ русского помещика. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы "понежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое" Он живет за счет своих мужиков, но ненавидит их, боится, не выносит их "холопьего духа". Себя он считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучума-Кильдибаев. Он радуется, когда каким вихрем Половьян отнесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый - пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что в городе "... на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя". А сам помещик совсем одичал: "Весь он, с головы до ног, оброс волосами ... а ноги у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Потерял даже способность произносить членораздельно звуки ... ". Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца - "словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже с кожей, с ' ест ". Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи "мужика" ему не прожить. Ведь недаром, как только "рой мужиков" отловили и поселили на место, "запахло в том уезде мякиной и овчиной; на базаре появились мука и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидев такую кучу денег, только всплеснул руками от удивления ... "

Если мы сопоставим известные народные сказки про пана и мужика со сказками Салтыкова-Щедрина, например с "Диким помещиком", то увидим, что образ помещика в сказках очень близок к народным сказкам. Но мужики отличаются от сказочных. В народных сказках мужик толковый, ловкий, ловкий, побеждает глупого барина. А в "Диком помещику" возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время мучеников-страдальцев, звучит их "слезная молитва сиротская": "Господи, легче нам пропасть и с детьми малыми, чем всю жизнь так маяться!" Видоизменяя народную сказку, писатель осуждает долготерпение народное, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, от рабского мировоззрения.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно