Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Русский характер в рассказах Н. С. Лескова


Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был «причислен» к классикам лишь во второй половине XX века, хотя особое мастерство языка Лескова было бесспорно, о нем говорили не только почитатели его таланта, но его отмечали даже недоброжелатели. Лескова отличало умение всегда и во всем идти "против течений», как назвал позднейшую книгу о нем биограф. Если его современники (Тургенев, Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский) заботились преимущественно об идейной и психологической стороне своих произведений, искали ответы на общественные запросы времени, то Лескова это занимало в меньшей степени, или же он давал такие ответы, которые, обидев и обурившы всех, обрушивали на его голову критические громы и молнии, надолго Валя писателя в опалу у критиков всех лагерей и в «передовых» читателей. Проблема нашего национального характера стала одной из главных для литературы 60-80-х годов, тесно связанной с деятельностью разночинной революционеров, а позднее народников. Уделял ей внимание (и весьма широко) и Лесков.

Раскрытие сущности характера русского человека находим во многих его произведениях: в повести «Очарованный странник», в романе «Соборяни», в рассказах «Левша», «Железная воля», «Отраженный ангел», «Грабеж», «воительница» и других. Лесков вносил в решение проблемы неожиданные и для многих критиков и читателей нежелательные акценты. Какой рассказ «Леди Макбет Мценского уезда», ярко демонстрирует умение писателя быть идейно и творчески независимым от требований и ожиданий самых передовых сил времени. Написанное в 1864 году рассказ имеет подзаголовок «Очерк».

Но ему не следует доверять буквально. Конечно, рассказ Лескова опирается на определенные жизненные факты, но такое обозначение жанра выражало скорее эстетическую позицию писателя. Лесков противопоставлял поэтическому вымыслу современных писателей, вымыслу, часто тенденциозно искажал правду жизни, очерково, газетно-публицистическую точность своих жизненных наблюдений. Название рассказа, кстати, довольно емкая по содержанию, выводит непосредственно на проблему русского национального характера, менская купчиха Катерина Измайлова - один из вечных типов мировой литературы - кровавая и честолюбивая злодейка, что властолюбие привело по ступеням из трупов к сиянию короны, а затем безжалостно сбросило в бездну безумия. Есть в рассказе и полемический аспект. Образ Катерины Измайловой спорит с образом Катерины Кабанов из «Грозы» Островского. В начале рассказа сообщается незаметная, но существенная деталь: если Катерина Островского до замужества была такой же богатой купеческой дочерью, как и ее челвек, то лесковська «леди» взята на Измайловский семьи из бедности, возможно, и не купечества, а из мещанства или крестьянства. То есть героиня Лескова - еще большая простолюдинки и демократка, чем у Островского. А дальше идет то же, что и у Островского: брак не по любви, скука и безделье, упреки свекра и мужа, что «неродиця» (детей нет), и, наконец, первое и роковой любви. С сердечным избранником лесковськои Екатерины повезло гораздо меньше, чем Екатерине Кабанов с Борисом: мужественный приказчик Сергей - вульгарная и корыстный человек, хам и подлец. А дальше разворачивается кровавая драма. Ради соединения с любимым и возведения его в купечество, убийства (свекра, мужа, малолетнего племянника - законного наследника Измайловского богатства), суд, путешествие по этапу в Сибирь, измена Сергея, убийство соперницы и самоубийство в волжских волнах. Почему же подобная из драмой Островского общественно-бытовая ситуация разрешилась в Лескова столь диким образом? В натуре Катерины Измайловой отсутствует, прежде всего, поэзия Катерины Кабанов, и в глаза бьет пошлость. Впрочем, натура тоже весьма цельная и решительная, но в ней нет любви, и, самое главное, не верит Мценска «леди» в Бога. Характерная деталь: перед самоубийством «хочет вспомнить молитву и шевелит губами, а губы ее шепчут» пошлую и страшную песню.

Поэзия религиозной веры и твердость христианской морали вознесли Катерину Островского на высоту национальной трагедии, и поэтому ее необразованность, неразвитость интеллектуальная (можно сказать, темнота), возможно, даже неграмотность не ощущается нами как недостаток. Екатерина Кабанова оказывается носителем пусть патриархальной, но тоже культуры. Лесков в своем рассказе цитирует слова жены библейского Иова: «злословить день своего рождения и умри», а потом произносит безнадежный то ли приговор, то ли диагноз русскому человеку: «Кто не хочет вслушаться в эти слова, кого мысль о смерти и в этом печальном положении не льстит, а пугает, поэтому надо стараться заглушить эти воя голоса чем-нибудь еще более их безобразным. Это прекрасно понимает простой человек: он спускает иногда на волю свою звериную простоту, начинает дурачиться, издеваться из себя, над людьми, над чувством. Не очень нежный и без того, он становится злой сугубо. Причем этот отрывок - единственный в рассказе, где автор открыто говорит от себя. Современная писателю революционно-демократическая критика, с упованием и умилением смотрела на «простого человека», который звала к топору Русь, этих вот простых людей, не пожелала заметить рассказ Лескова, напечатанный в журнале «Эпоха» братьев Ф. и М. Достоевских. Рассказ получил беспрецедентно широкую популярность уже у советских читателей, став наряду с «Левша» наиболее часто переиздан произведением Лескова. У Пушкина есть строки: «Тьмы низких истин мне дороже нас обман, поднимающий,», то есть поэтический вымысел. Так и обе Екатерины двух русских классиков.

Сила поэтического вымысла Островского действует на душу (вспомним Добролюбова), освежающее и ободряющее, Лесков же изображает «низкую истину» о тьму души русской простолюдинки, поднимая ее (в другом смысле). В обоих случаях причиной была любовь. Всего лишь любовь. Как же мало нужно было для того, чтобы обратить гору трупов, чтобы выявить «зверя простоту», «не очень нежной русскому человеку! И что же это за любовь такое, что его принадлежностью становится убийство ». Рассказ Лескова учит, оно заставляет нас задуматься прежде всего над собой: кто же мы такие, как сказал один персонаж Островского, «что вы за нация такая?», Которые мы и почему мы такие.

«Тьмы низких истин мне дороже нас обман, поднимающий,», то есть поэтический вымысел. Так и обе Екатерины двух русских классиков.

Сила поэтического вымысла Островского действует на душу (вспомним Добролюбова), освежающее и ободряющее, Лесков же изображает «низкую истину» о тьму души русской простолюдинки, поднимая ее (в другом смысле). В обоих случаях причиной была любовь. Всего лишь любовь. Как же мало нужно было для того, чтобы обратить гору трупов, чтобы выявить «зверя простоту», «не очень нежной русскому человеку! И что же это за любовь такое, что его принадлежностью становится убийство ». Рассказ Лескова учит, оно заставляет нас задуматься прежде всего над собой: кто же мы такие, как сказал один персонаж Островского, «что вы за нация такая?», Которые мы и почему мы такие.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно