Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Роман Александра Беляева «Человек-амфибия»


Роман Александра Беляева «Человек-амфибия» появился в 1928 году. Одноименный фильм - через 34 года. Книга написана в год официального рождения звукового кино. Фильм снимался в ту пору, когда съемочная техника уже освоила морские глубины. Беляев составил печальную утопию, в которой мотивы открытия новых жизненных пространств рифмовались с животрепещущей темой синтетической человека. Лакомые к наживе обыватели тянули сальные щупальца к открытию доктора Сальватора, лютовалы спецслужбы, прогрессивный журналист Ольсен бился о стену молчания как рыба об лед, а полурыбы-получеловек, волшебный мутант Ихтиандр воплощал границы дерзания, которые оказались куда шире границ общественной терпимости. Морской дьявол загибался в мире желтого дьявола, пытливый ум подходил перед капиталом, а науки - перед человеческим низость.

В конце двадцатых особой романтикой наделялось позитивное знание социального будущего. Начало шестидесятых было эпохой романтического настоящего. Толковали о фильмах и «лирика», о том, стоит ли отправляться на Марс, брать с собой веточку сирени и цитировать наизусть строку Аполлинера. В моду входит все хрупкое, контрастное, вычурное, как Пикассо на мещанских обоях, транзистор в тайге или признания в любви под сводами имперского метрополитена. Беляевский сюжет должен был соблазнить шестидесятые годы уже тем, что разворачивается в морских глубинах. Кораллы, ракушки, удивительные рыбы и водоросли, которые наполняют обитель безмолвия и покоя, вообще давно присмотрени как кинематографическая натура.

У нас глубоководный культ перекликался с суровой поэзией одиночества. За три года до «Человека-амфибии» на «Ленфильми» сняли «Последний дюйм», в котором Николай Крюков насмерть бился под водой с акулами-людоедами. Еще через несколько лет воображение советских зрителей навсегда поразит сцена подводного похорон из франко-итальянских «Искателей приключений», когда под переливающийся вокализ тело Джин Шимкус медленно опустится на дно. Так до конца восьмидесятых, в «Голубой звезды» Люка Бессона, что нырнул отдохнуть на пивпути с парижской подземки до американского экрана.

Не менее экзотично им средой, чем облака или толще вод, для советского кино был заграницу. Конструируя ее, советское кино всегда садилось в лужу. Париж, снятый во Львове, или Таллин, загримированный под Берлин, неизменно выдавали рукоделия и кустарщину. «Человек-амфибия» оказался в числе некоторых фильмов, где заграницу вышел без поддавков и стильно. Южное портовый город, темно-синее небо, яркое солнце и пыль, длинные жаровни и маленькие лавочки, почти пахнут с экрана ванилью, имбирем и табаком, не были потугами на копию асфальтовых джунглей или напрасной попыткой пидглядты в щелку железного занавеса. Марсель, Алжир, Лиссабон? Может быть, Маракайбо или Джорджтаун? Или Касабланка? А вероятнее Зурбаган - столица мечты, призрачное город, придуманный и занесен на карту шестидесятых Александром Грином. В экранном варианте «Человека-амфибии» Грин будто и впрямь переписал Беляева. И не только потому, что сыгравшая Гуттеэре Анастасия Вертинская за год до этого снялась в роли Ассоль из «Алых парусов» (еще через два года она станет Офелией в козинцевському «Гамлету» и окончательно утвердит себя как муза шестидесятых. Беляев составлял социальные утопии, Грин придумывал утопии чувствительны. Т.е. позволял чувством стать тем, чем они могли бы быть, окончательно порвав с реальностью. В начале шестидесятых два мифы срослись воедино. Романтическая история пришельца, отшельника и изгоя стала не менее романтической историей любви, оглушительной мелодрамой с фантастическим допуском. Задолго до мыльных опер в ней было причудливое тропическое среду, море, солнце, ловцы жемчуга, ночные кабаки, классная баллада Андрея Петрова о том, что «лучше лежать на дне», и знаменитые буги-вуги «Эй, моряк, ты слишком долго плавал ». Притча о нетерпимости стала больше похожей на жанровый фильм.

Профессор Сальватор стал благородным отцом, нудновато-положительного Ольсен - другом-наперсники, а жадный Дон Педро - роскошным злодеем. Неправдоподобно прекрасен Владимир Коренев сих пор заставляет вспоминать Рудольфа Валентине - в своем земном воплощении человек-рыба принес на наш экран образ волоокая латинского любовника. Его лопается наряды, предусмотрело прихоти поп-артовских кутюрье, взывал к океану и в космос - не случайно в костюме Ихтиандр играл одну из своих последних шоу Сергей Курехин. Свободный гражданский костюм и небрежно завязанный бандана точно указывали на происхождение образа. Убыточное чудо доктора Сальватора, сриблотилий Ихтиандр в мире оказывается «золотым мальчиком», свободным от постылых условностей. Он не знал цены деньгам, но деньги у него были. Облагодетельствованных рыбалка вопил: «Безумный миллионер» И это была сущая правда, потому что только беспорядочные богачи могут купаться в уличных фонтанах и расплачиваться мокрыми копьями денег.

Диктатору стиля Дэвид Боди понадобилось более десяти лет, чтобы осознать близость инопланетянина и Плейбоя. Ихтиандр был и тем и другим с той же легкостью, с которой менял наряд. К тому же Владимир Коренев или оказался не первым советским актером, который начали снимать как откровенно конфетного жанрового красавца. Все герои «Человека-амфибии» были вообще удивительно, фантастически красивые - эталонных-шестидесятнические глаза Вертинской, седая грива Николая Симонова, резкие скулы и эспаньолка Казакова дали фильму нечто большее, чем жизнь. Они дали ему стиль. Что касается скафандра и шлема-пловца, и тут эксклюзив нельзя отрицать. Во второй половине пятидесятых американец Джек Арнольд запустил классическую киносерию «Чудовища черной лагуны», где плавающий монстр поразительно напоминает нашего Ихтиандр. Разница лишь в том, что тамошний жабродишащий запутался в инстинктах и убийства, а наш поднял со дна жемчужное ожерелье романтики и свободы. Можно сказать, что по эту сторону железного занавеса жилось веселее? Неизвестно. Однако только в год выхода «Человека-амфибию» посмотрели 65 с половиной миллионов зрителей.

ется скафандра и шлема-пловца, и тут эксклюзив нельзя отрицать. Во второй половине пятидесятых американец Джек Арнольд запустил классическую киносерию «Чудовища черной лагуны», где плавающий монстр поразительно напоминает нашего Ихтиандр. Разница лишь в том, что тамошний жабродишащий запутался в инстинктах и убийства, а наш поднял со дна жемчужное ожерелье романтики и свободы. Можно сказать, что по эту сторону железного занавеса жилось веселее? Неизвестно. Однако только в год выхода «Человека-амфибию» посмотрели 65 с половиной миллионов зрителей.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно