Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Роман Гончара «Собор» - путь к духовному и государственного возрождения нации


В истории каждой литературы есть книги, которые обозначают вехи восхождения культуры того или иного народа к духовным высотам человечества. В украинской литературе XX века такой книгой, несомненно, является «Собор» Олеся Гончара, который нанес тоталитарной тирании таких обвальных прорушин, по которым начался ее распад, крушение. Замечательный, этапный роман стал в борьбе с деспотией той поразительной, неотразимой оружием, не просто привела к поражению гнилого режима, но и вывела украинский народ на путь национального возрождения. «Собор» сыграл роль не столько инструмента развала, сколько единения соборности сил украинства для создания нового, демократического уклада жизни. А такая книга весит больше, чем просто выдающееся литературное явление.

«Собор» - шестой роман Олеся Гончара, писателя, увенчанного до того уже всеми возможными наградами, а значит, «идеологически выдержанного. Тем большим выдался удар по режиму, нанесенный «Собором». В нем писатель властно, в полный голос поднял тему борьбы против духовного браконьерства, карьеризма, прислужничества. Произведение получил положительные рецензии критиков и литературоведов, писателей и читателей. Все они дали высокую оценку новому роману Олеся Гончара. И вдруг - вокруг «Собора» забурлила, заклубочилась черная туча лжи и шельмования, а вскоре роман был запрещен, изъято из магазинов и библиотек. Тень запрета лежала на «Соборе» почти двадцать лет. Но этим запретом режим лишь засвидетельствовал свою роковую ошибку, явил лицемерие своей политики, которая считала нормальным насилие над духовностью, над талантом. Победителем в этом открытом поединке с системой наконец выйдет Олесь Гончар, который, может, впервые так наглядно продемонстрирует высокое достоинство таланта - его неподкупность. Но это не было ни какой случайностью, ни внезапным прозрением автора. Гончар возвращался в «Собора» вместе с обществом, а если точнее, то, как это всегда случалось большом таланта, - опережая его в видении и прекрасного, и безобразного, в провисництви грядущих драм и испытаний, взлетов человеческого духа и поражений низменных идеологических построений.

Еще с ранних своих произведений писатель привлек внимание и читательской элиты, и массового поклонника чрезвычайной художественной честностью и моральным здоровьем, неумением подстраиваться под стереотипы как книжные, так и общественные. Итак, «Собор» в генеральной Гончаровой думе был закономерным, последовательной ступенью в познании зловещей эпохи обмана и лицемерия, в его размышлениях о трудный путь родного народа в поисках своего места в мировой цивилизации. Эта дума выдающегося современного писателя была логическим продолжением той определяющей линии украинской литературы на духовное и государственное возрождение нации, которая по'Связана с именами Тараса Шевченко, Пантелеймона Кулиша, Ивана Франко, Леси Украинский, Михаила Грушевского, Владимира Винниченко, Николая Кулиша, Александра Довженко, которая так гениально просеяла в молодой поэзии Павла Тычина и воскресла в новую эпоху в слове «шестидесятников».

Олесь Гончар - писатель, который в своем творчестве всегда доискивается правды. Это мы видим и в романе «Собор», который посягнул на основы системы. «Собор» ударил в самое сердце! Когда Тычина писал в двадцатые годы о «всю гниль, всю плесень партийно-избирательных рожениц», то Гончар накануне провозглашения «развитого социализма» во весь голос сказал о бездуховность построенной на этой гнили и плесени системы. Системы, лицемерно назвала себя наследницей возрастных приобретений человеческой культуры, но отвергла главное - духовность, красоту, впрочем, на словах отбивая им поклоны. Во весь голос писатель сказал, что обществом правят невежды, браконьеры.

В своем романе художник писал не о переживаниях сталевара возле огненной лавы или комбайнера в порыве до рекорда, а о материи тонкие, конструкции несущие, тенденции весомые, во всем мире поциновувани как первостепенные для жизни человека и человечества. Гончар показывает конфликт режима с народом. Конфликт в главном, конфликт творцов и разрушителей, конфликт народа-созидателя и системы-браконьера. В романе четко выведена мысль-идея, она изображена откровенно и мужественно в раздумьях о ежедневных баталиях, «которые ведут строители с« браконьерами »« разных рангов в разных сферах », изображена в деяниях« выдвиженца »Володьки Лободы, в осквернении колхозным бригадиром юной Елькы, в уничтожении приднепровской природы, в дикой выходке подорвать казацкий храм, словом, в таком наборе, таком букете художественных ходов, разве что совсем бестолковый читатель не задастся после прочтения романа мыслью: а что же за погонщик логаняе нами, что же за режим благословляет всю эту антигуманную, античеловечный, антиприродну кутерьма, браконьерскую не только относительно человека, но и ко всему живому, исполненного духа и здравого смысла?

Ответы на все эти вопросы - в романе. И самая ответ - в той развернутой метафоре - образе собора, который и дал название романа. Что такое, собственно говоря, собор в «Соборе»? Это вполне конкретный христианский храм, построенный казаками после разгрома Сечи. Но собор одновременно и воплощение высокого духа народного. Собором измеряется не только мера духовности, но и общественная сущность человека, он, как рентген, просвечивает умы, души, позиции, величие и ничтожность, благородство и подлость, чистоту и вырождение.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно