Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница"

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 6 похожих сочинений. Показать

Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается "Бесприданница". Ее нередко сопоставляют с "Грозой", и в известной мере это справедливо. "Гроза" - главное произведение дореформенной драматургии Островского, "Бесприданница" же вбирает в себя многие мотивы пореформенного творчества драматурга. На сопоставление этих пьес наводит и то, что в обоих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, что приводит к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обоих пьесах существенную роль играет собирательный образ волжского города, в котором происходит действие. Но различия эпох, изображенных в этих пьесах, привело к свершившийся отличия художественного мира Грозы "и" Бесприданницы ". "Бесприданница" - драма буржуазной эпохи, и это решающим образом влияет на ее проблематику. Если душа Катерины в "Грозе" вырастает из народной культуры, одухотворенной нравственными ценностями православия, то Лариса Огудалова - человек нового времени, порвал связь с тысячелетней народной традицией, что освободила человека не только от устоев морали, но и от стыда , чести, совести. В отличие от Катерины, Лариса лишена цельности. Ее человеческая талантливость, стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость - все, что идет от ее много одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама жизненная драма Ларисы - результат того, что буржуазные представления о жизни имеют над ней власть, влияют на ее понимание людей.

Мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрируется в главной сюжетной события - торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой выбор. И Саратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, - самый жестокий и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Саратова, что безтрепетно стреляли в монету, которая держала Лариса, Карандишев верно замечает: "Сердца нет, того он и смел. И Островский солидарен с этим мнением, хотя Карандишев и не является выразителем авторских оценок. Вообще, такого героя в пьесе нет, зато почти каждый из действующих лиц в той или иной момент верно оценивает ситуацию и людей, в ней участвующих. Сложность характеров героев - будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как в Саратов, - вот в чем психологизм драмы Островского.

Саратов для всех окружающих - большой барин, широкая натура, видчайдушнийий храбрый, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. с другой стороны, он тонко, как бы между прочим, показывает нам и другой Саратова, его искренняя личность. В первой же встрече с ним мы слышим признание: "Щтакое жалость ", этого я не знаю. У меня, Мокий Парменич, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно ". И сразу мы узнаем, что продает Саратов не только "Ласточку", но и себя самого невесте с золотыми приисками. В конечном итоге, тонко компрометирует его и сцена в доме Карандишева, так как обработка его квартиры и попытка устроить роскошный обед - это ведь карикатура на стиль и образ жизни Саратова. И вся разница заключается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить. Глубоко значительная сцена, характеризующая обоих соперников, добиваются любви Ларисы.

Таким образом, средством психологических характеристик у Островского оказываются не само признание героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается перед зрителями. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людей, принимает страшное решение стать "очень дорогой вещью". И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил жизненный опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.

Финал драмы - смерть героини среди праздничного шума, под цыганский пение - поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано автором в стиле "сильного драматизма" и при этом с безупречной психологической точностью. Она смягчена, успокоенная, она всех прощает, потому что счастливо тем, что наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства - безрассудный, самоубийственный поступок Карандишева, что уволил ее от унизительного жизнь содержанки.

Жидкий художественный эффект этой сцены А. Н. Островское строит на остром столкновении разнонаправленных эмоций: чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острее суд зрителя. Драма "Бесприданница" стала вершиной творчества Островского, произведением, в котором сошлись в удивительно емком художественным единении мотивы и темы большинства пьес позднего периода. В этой пьесе, раскрывающий по-новому сложные и психологически человеческие характеры, предусмотрена неизбежность появления в России нового театра.


Похожие сочинения:






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно