Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Проблема чести и предательства в повести Ивана Нечуя-Левицкого «Князь Иеремия Вишневецкий»


Творческие интересы Ивана Семеновича Нечуя-Левицкого чрезвычайно широки: писателя волновали проблемы украинского крестьянства, жизни украинской интеллигенции, давно отшумели события родной истории. Повесть «Князь Иеремия Вишневецкий» переносит читателя в бушующее XVII века, его первую половину, когда шла жестокая борьба украинского против господства польской шляхты. Но в центре внимания художника - не героика борьбы, а попытка осмыслить, как стал не только предателем, но даже палачом родного народа князь Иеремия Вишневецкий, потомок славного украинского рыцаря Байды Вишневецкого. И надо быть настоящим психологом, чтобы убедительно и мотивировано рассказать о путь к измене.

В начале повести мы видим, что молодой Вишневецкий имел в своем характере потенциальные черты сильного человека, которые он унаследовал от своих предков: он никогда не унижался, привлекал непокорной нравом. Даже сам Винцентий, ректор Львовской иезуитской коллегии, испугавшись силы духа молодого княжича, подумал: «Ой если бы привлечь вот зверя в свой лагерь, чтобы оно тем потом не наделало нам хлопот. Боже упаси, как оно время уйдет следом за Криш-тофом Косинским и Наливайко »И действительно, намерения ректора осуществились Иеремия украинским патриотом не стал, а наоборот, пристал к католической вере, бросил украинский язык и сполячився. Вишневецкий ездил за границу, опьянел от наслаждения быть безмерно богатым, стал эгоистичным и честолюбивым. Всю свою энергию, храбрость, страстность и силу он направил на достижение корыстных целей. Иеремия Украину не любил, потому что народ своих гетманов выбирал демократично, мог даже сбросить, если только они не болели за всенародное дело. Вишневецкий же стремился власти абсолютной, ничем не ограниченной: «Украина с гетманством, с хозакамы мне не приходится по душе. Какая там ничтожна, мерзкая чернота, какие покрова будут надо мной командовать. НЕ хочется мне стать казацким гетманом, каким был мой дед Байда Вишневецкий ». Однако не нравится ему и Польша, она для него - не Родина, а средство в достижении цели. Есть в повести эпизод, когда Иеремия мыслит как двойной предатель, у которого в голове шевелится мысль: «Теперички в это время я и сам не угадаю, кого я больше ненавижу: или казаков, или магнатов.

В своих мечтах Вишневецкий выступал честолюбцы, и если и вспоминает своего знаменитого предка, - то только потому, что и самому хочется иметь такие почести и всенародную дань. Не горюет Иеремия и тем, что здамав веру, став с украинскими поляком, не мучают его угрызения совести, Характер своего героя Нечуй-Левгадький подает в развитии: сначала он чужой для Украины, а потом ее палач. Мы видим, что в боях Иеремия чрезвычайно смелый, решительный в получении победы, и сдругих обстоятельствах он мог бы стать героем. Однако каждая эта победа страшная своей дикостью и коварством относительно своего народа: «Он ... разрушал и жег, словно татарская или давняя монгольская орда. Поступки Вишневецкого ужасно жестокие, он по-садистские казнит ни в чем не повинных людей, наносит им мученической смерти. Иеремия протяжении повести неуклонно деградирует как человек, даже любовь не смогло вернуть ему человеческий облик, нормальные чувства. В любви к красивой казачки Тодози Свитайлихы он руководствуется грубой силой, стремлением любыми средствами удовлетворить свою страсть: «Она будет моей, должна быть моей, хотя бы мне пришлось смести с земли и ее дом, и ее жилище ...» Тодозя на свое несчастье полюбила Иеремию, однако эта любовь нанесла казачке большого боли, принесла стыд, позор, муки совести. Несмотря на свою любовь, она все же находит в себе силы не совершить подлости, не предать (не высказала Кривоноса, Вовгур и Супруна. Тодозя - совестливая человек, красивая с в счастье и в горе.

Проблема чести и предательства является главной в повести. Этот неординарный захватывающий, глубоко психологический произведение заставляет нас сегодня задуматься над тем, что человек, который совершил зло, предала свой народ, никогда не будет счастья и будет проклята потомками. Поэтому помните, что жизнь свою нужно обладать добром и ради счастья ближнего твоего и во имя нашего молодого государства. 'Чтобы никогда никто не мог сказать о нашем поколения словам Шевченко: «Хуже ляха свои дети ее распинают», эту многострадальную Украину.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно