Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Образ Софьи Фамусовой в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений. Показать

Сюжет комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" представляет конфликт человека прогрессивных убеждений Александра Андреевича Чацкого с консервативным фамусовским обществом. Единственный персонаж, задуманный как близкий Чацкому, - это Софья Павловна Фамусова. Ради встречи с ней Чацкий приезжает в Москву после трехлетнего отсутствия. Он и не подозревает, что ее избранником стал Молчалин: возникает типичная ситуация "любовного треугольника".

Развитие сюжета определяется и желанием Чацкого выяснить, кому отдано сердце Софьи. Но герой постоянно вступает в конфликт с окружающими ее людьми и прежде всего с ее отцом Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Взгляды Чацкого несовместимы с воззрениями фамусовского общества, а скрывать их он не умеет. Грибоедов великолепно показывает, насколько Чацкий чужд тому обществу, в котором живет Софья.

Грибоедов, создавая столь сложный и противоречивый образ, писал: "Де-пушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку..." Он предста-нил женский характер большой силы и глубины. Образу Софьи довольно долго "не везло" с критикой. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора. И только Гончаром и статье "Мильон терзаний" в 1878 году впервые понял и оценил но дое нии ищу образ Софьи и се роль в пьесе. "Это смесь хороших инстинктом с лож......жипого умас отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет N ней xapaicri-pa личных пороков, а является как общие черты ее круга", — пишет Гончаров.

Софья персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии, так же как и Чацкий. Она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. 11 пусть предмет ее страсти убог и жалок - это не делает ситуацию смешной, а, напротив, усугубляет ее драматизм. У Софьи очень сильно чувство любви, по в то же время любовь ее безрадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что ее избранник, Молчалин, никогда не будет принят отцом: в фамусовском обществе браки совершаются по расчету. Отец мечтает выдать дочь за Скалозуба, но она адекватно оценивает личность жениха:

Он слова умного не выговорил сроду,

Мне все равно, что за него, что в воду.

Софья мечтает о любви, причем о необыкновенной любви. Мысль о браке со Скалозубом омрачает жизнь девушки, и внутренне она уже готова к борьбе. Чувства настолько переполняют ее душу, что она исповедуется в своей любви сначала служанке Лизе, а затем и Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно так удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл: "Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?"

Софья выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного ( таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Как ей кажется, она относится к нему здраво и критически:

Конечно, нет о нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивет...

Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Вероятно, ей кажется, что, размышляя о браке с Молчаливым, она поступает очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей "ухаживания" Молчалина за Лизой, ей открывается истинная сущность ее возлюбленного. Молчалин так подл, так низок в сцене с Лизой, что по сравнению с ним Софья ведет себя в этой ситуации с большим достоинством:

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, по и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?

Вероятно, проблема заключалась не в самой Софье, а во всей системе женского образования, которое имело конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет думать, не способна отвечать за каждый свой шаг — вот в чем ее беда. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти собственный путь. С одной стороны, ее воспитывают книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки, восхищается их верностью и преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Но она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии женские образы представлены так, что мы видим весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости, от княжон Тугоуховских до графини-бабушки. Такова удачная, благополучная жизнь светской дамы, повторить которую стремится любая барышня, и Софья тоже: замужество, блестящий успех в светских гостиных, почтение окружающих, и так до того момента, когда "с бала да в могилу". Для этой жизни Чацкий по подходит, а вот Молчалин просто идеал! Ей необходим "муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей высокий идеал московских всех мужей". Поэтому, даже отказавшись от Мол-чалипа, Софья, скорее всего, не откажется от поклонника "молчалинского типа".

Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. В комедии Грибоедова Софья благодаря своему характеру оказывается в совершенно особом положении, занимая в конфликте Чацкого и фаму-совского общества как бы срединное место. Отдельными чертами своей натуры Софья близка Чацкому, но, в конечном итоге, оказывается его противником. Это противоречие делает Софыо одним из самых оригинальных образов комедии Грибоедова "Горе от ума".
Похожие сочинения:







Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно