Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Конфликт в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений. Показать

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

Конфликт — столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор. Несомненно, ключевыми словами в этом объяснении будут "столкновение", "разногласие" и "спор". Все три слова объединены общей идеей противоборства, противостояния, причем обычно нравственного.

Конфликт в литературном произведении играет огромную роль. Это и способ отстоять какую-то мысль, и раскрытие авторской позиции, и ключ к пониманию всего произведения. Именно от конфликта зависит композиция. Вечными оппонентами в русской литературе всегда были добро и зло, правда и неправда, воля и неволя, жизнь и смерть. Литературный герой всегда стоит перед выбором, и это тоже конфликт человека с самим собой. Вся русская литература педагогична. Поэтому роль конфликта состоит еще и в том, чтобы правильно рассудить обе стороны, научить человека выбирать между "добром" и "злом".

Грибоедову, создателю первой реалистической пьесы, было достаточно трудно справиться с этой задачей. Ведь, в отличие от предшественников (Фонвизин, Сумароков), писавших пьесы по законам классицизма, где добро и зло были четко отделены друг от друга, Грибоедов сделал каждого героя индивидуальностью, живым человеком, которому свойственно ошибаться.

В первом действии показаны отношения Софьи и Молчалина до приезда Чацкого. Это экспозиция любовного конфликта. Уже сейчас автор указывает на неискренность отношения Молчалина к Софье, показывает эту любовь иронически. Это видно из первой ремарки ("Лизанька спит, свесившись со стула", тогда как из комнаты барышни "слышно фортепиано с флейтою"), и из слов Лизы о тетушке Софьи, ее едких замечаний ("Axl Амур проклятый!"). Здесь же показано отношение Софьи к Чацкому:

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех...

Так говорит она, не веря в его любовь. "Прикинулся влюбленным" — вот как определяет Софья его чувства.

И тут... появляется он! "Остер, умен, красноречив", он "набрасывается" на Софыо, а затем не очень лестно отзывается об ее родне. Намечается общественный конфликт, который сам Грибоедов определил так: Чацкий "в противуре-чии с обществом, окружающим его". Не зря автор использует простонародную форму "противурсчие", ведь Чацкий в конфликте не только со "светом", но и с народом, и с прошлым, и с самим собой.

Он одинок, и с таким характером обречен на одиночество. Чацкий доволен сам собой, своими речами, с наслаждением переходит от одного предмета насмешек к другому: "Ах! к воспитаныо перейдем!" Он постоянно восклицает: "Ну, что вам батюшка?", "А этот, как его?..", "А трое из бульварных лиц?", "А тот чахоточный?.." — как будто это ужасно важно, после трех-то лет. Вообще на протяжении всей пьесы Чацкий замолкает, делает "минутный" перерыв, задумываясь над словами собеседника, всего два раза: при первом своем появлении в доме и в последнем монологе. И тут же объясняет свой собственный внутренний конфликт "Ум с сердцем не в ладу". Передовые идеи, о которых он так красиво говорит, не лежат в основе его поступков, а значит, все, что он говорит, есть порыв рассудочный, идущий не от сердца, следовательно, надуманный.

Завязка общественного конфликта происходит во втором действии. Разговор Фамусова и Чацкого о Софье переходит в некий поединок "отцов" и "детей", спорящих о России. Причем Грибоедов постоянно указывает на противоречия Чацкого-господина слов и Чацкого-господина дел. Так, во втором действии он говорит о жестоком отношении к крестьянам и слугам, тогда как в первом сам не заметил Лизы, как не замечают шкаф или стул, да и имением-то своим управляет плохо. Речь человека всегда отражает его духовный мир. Речь Чацкого полна как просторечий, так и галлицизмов. Это еще раз указывает на дисгармонию внутреннего мира Чацкого.

"Все, что он говорит,— очень умно! Но кому он это говорит?" — писал Пушкин. Действительно, ведь ключевая ремарка в третьем действии гласит: "Оглядывается, все в вальсе, кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам". Он остается один — кульминация общественного конфликта. Кому же он говорит? Может быть, себе? Сам не зная того, он разговаривает с собой, пытаясь уладить бой "сердца" и "ума". Составив в уме схему жизни, он пытается "подогнать" под нее жизнь, нарушить ее законы, потому она и отворачивается от пего. Не забывается при этом и любовный конфликт. Софья тоже не принимает рационализма Чацкого.

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)


Похожие сочинения:






Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно