Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

По поэме И. В. Гете «Фауст»


«Фауст» - крупнейшее создание поэтического духа А. С. Пушкин. Гете работал над «Фаустом» более шестидесяти лет. Образ великого искателя истины взволновал его смолоду и сопровождал его до конца жизни. Произведение Гете написано в форме трагедии. Правда, оно далеко выходит за пределы тех возможностей, которые имеет сцена. Это скорее диалогизированная эпическая поэма, глубочайшая по своему философскому смысле, всеобъемлющая по широте отражения жизни. В философии Гете идея диалектического единства противоположностей является, пожалуй, одной из главных идей. В борьбе противоречий создается гармония мира, в столкновении идей - истина. Поэт постоянно напоминает нам об этом. (Во времена Гете, как известно, создавалась диалектика Гегеля) Два героя произведения немецкого поэта - Фауст и Мефистофель - наглядно демонстрируют это диалектическое родство положительного и отрицательного начал. Рожденный суеверным народной фантазией, образ Мефистофеля в произведении Гете воплощает в себе дух отрицания и разрушения. Мефистофель много разрушает и уничтожает, но он не может уничтожить основное - жизнь.

Бороться иногда мне не хватает сил, ведь сколько я уже потерял, А жизнь течет себе широкой рекой ... По сути, он тоже творит, но через отрицание: Доля силы я, Желавшей вечно зла, создавала лишь благое.

Н. Г. Чернышевский оставил глубокомысленные суждения об этом персонаже: «Отрицание, скептицизм необходимые Человеку, как нарушение деятельности, без того заснула бы. И именно скептицизмом утверждаются искренние убеждения ». Поэтому в споре Фауста и Мефистофеля, а они постоянно спорят, нужно всегда видеть некое взаимное пополнения единой идеи. Гете не всегда по Фауста и против Мефистофеля. Чаще всего он мудро признает правоту и того и другого. Вкладывая в свои образы высокие философские иносказания, Гете отнюдь не забывает о художественной конкретность образа. Фауст и Мефистофель наделены определенными человеческими чертами, поэт обрисовал своеобразие их характеров, Фауст - недовольный, мятежный, «бурный гений», страстный, готовый горячо любить и сильно ненавидеть, он способен ошибаться и делать трагические ошибки. Натура горячая и энергичная, он очень чувствителен, его сердце легко ранить, иногда он беззаботно эгоистичен по незнанию и всегда бескорыстный, отзывчивый, человечный. Фауст Гете не скучает. Он ищет. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Фауст - это жажда постижения, вулканическая энергия познания. Фауст и Мефистофель - антиподы. Первый жаждет, второй насыщенный; первый жадный, второй сыт по горло, первый рвется «за пределы», второй знает, что там нет ничего, там пустота, и Мефистофель играет с Фаустом, как с неразумным мальчиком, несмотря на все его поривы, как на капризы, и весело им потакает - ведь у него, Мефистофеля, договор с самим Богом.

Мефистофель уравновешенный, страсти и сомнения не волнуют его грудь. Он смотрит на мир без ненависти и любви, он презирает его. В его колья репликах много печальной правды. Это отнюдь не тип злодея. Он издевается над гуманного Фауста, что губит Маргариту, но в его насмешки звучит правда, горькая даже для него - духа тьмы и разрушения. Это тип человека, утомленного долгим созерцанием зла и разуверившегося в хороших началах мира. Он не похож на Сатану Мильтона. Тот страдает. В его груди - пламя. Он сожалеет о потерянном Эдем и ненавидит Бога. Он жаждет мести и непреклонен, гордый и свободолюбивый. Воля для него дороже Эдема. Мефистофель не похож и на Лермонтовский Демона. Тот устал от вечности. Ему холодно в просторах Вселенной. Он хочет любви простой, человеческой. Он готов положить к ногам смертной девушки и вечность, и все свое могущество. Но оно бессильны перед непритязательным сердцем смертной девушки. Вечность и бесконечность незначительны по сравнению с коротким как миг счастьем смертного. И он, Лермонтовский Демон, печальный.

Мефистофель Гете временем добрый малый. Он не страдает, потому что не верит ни в добро, ни в зло, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что оно - вечно, что никакими потугами его не переделать. Ему смешной человек, что при всей своей незначительности пытается что-то исправить в мире. Ему забавные эти потуги человека, он смеется. Смех этот снисходительный. Так смеемся мы, когда ребенок сердится на бурю. Мефистофель даже жалеет человека, думая, что источник всех его страданий - та самая искра Божья, которая тянет его, человека, к идеалу и совершенству, недоступном, как это ясно ему, Мефистофель.

Мефистофель умный. Сколько иронии, издевательства над ложной ученостью, тщеславием человеческим в его разговоре со студентом, принял его за Фауста!

Теория, мой друг, сухая, Но зеленеет жизни древо.

Он обличает лжеучения «спешат явленья обездушиты», иронически поучает молодого: «Держитесь слов», «бессмысленное речи всегда легко в слова наделить», «Спасательная голосливнисть избавит вас от всех невзгод», «У того невольно верят все, кто больше всех самоуверенный» и т.д. Попутно Гете устами Мефистофеля осуждает и консерватизм юридических основ общества, когда законы - «как груз наследственной болезни. Вот такими появляются главные герои Гете. Поэт выбрал и переделал многовековую легенду о докторе Фаусте и переделал ее по-своему, на свой философский и художественный манер. Весь произведение раскрывает эстетические взгляды Гете, которые и подтверждаются с помощью диалектично-сти образов Фауста и Мефистофеля. Уже «Пролог на небесах» раскрыл философию автора, его взгляды на человека, общество, природу.

Поэма Гете напоминает гигантскую симфонию, через которую проходит, варьируясь, то затихая, то набирая силу, по пути подхватывая новые мотивы, сливаясь с ними, затухающий и занимаясь снова и снова, единственная тема - Человек, Общество, Природа. В «Прологе на небесах» речь идет именно о моральную стойкость человека, о его способности противостоять низменным инстинктам. Все эти проблемы и решает Гете с помощью диалектического единства противоположностей - Фауста и Мефистофеля.

сто Мефистофеля. Уже «Пролог на небесах» раскрыл философию автора, его взгляды на человека, общество, природу.

Поэма Гете напоминает гигантскую симфонию, через которую проходит, варьируясь, то затихая, то набирая силу, по пути подхватывая новые мотивы, сливаясь с ними, затухающий и занимаясь снова и снова, единственная тема - Человек, Общество, Природа. В «Прологе на небесах» речь идет именно о моральную стойкость человека, о его способности противостоять низменным инстинктам. Все эти проблемы и решает Гете с помощью диалектического единства противоположностей - Фауста и Мефистофеля.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно