Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Перевод структуры романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (II вариант)


Не закончен в 1940 году роман «Мастер и Маргарита» является одним из глубочайших произведений русской литературы. Для наиболее полного выражения своих идей Булгаков выстраивает его композицию как сочетание реального, фантастического и вечного. Такая структура позволяет наилучшим показать изменения, прошедшие за два тысячелетия в душах людей, и в конечном итоге ответить на главные вопросы произведения о добре и зле, творчества и смысле жизни. Если рассмотреть композиция «московских» глав романа (т.е. его «реальной» часть), то становится очевидным, что сцена сеанса черной магии является кульминационной. Понятные также и причины появления этого эпизода - провести своеобразное испытание людей, проследить эволюцию их душ.

Посетители варьете встречаются с потусторонней силой, но так и не осознают этого. С одной стороны, здесь появляется мотив узнавания. У Булгакова только «любимые» герои, герои с душой способны понять, что перед ними - Сатана. Публика варьете, напротив, бездушная, мертвая, и только изредка «милосердие ... стучится в их сердца», С другой стороны, автором используется прием фантастического, т.е. персонажи, прибывших из мира вечности, в реальности приобретают конкретные земные черты. Наиболее характерная деталь - полиняла кресло мага.

И именно Воланд в начале эпизода нарушает основной вопрос: «Изменились ли эти горожане внутренне?». Следующей по этому разговор о москвичей вместе с реакцией последних на черную магию составляет идейное содержание сцены. Первая проверка, которой подверглись несчастные зрители, представляла собой «денежный дождь» - испытание деньгами, закончившихся отрывание головы конферансье. Важно, что предложение поступило из публики. Это свидетельствует о том, что тяга к «денежных бумажек» у горожан заложена на уровне инстинкта. Когда, олицетворяющим разум, Бенгальский становится препятствием на пути к богатству, его стараются забрать. Но по сути своей конферансье такой же лихоимцем, что подтверждается репликой: «Квартиру возьмите, картины возьмите, только голову отдайте!» Кажется, что «квартирный вопрос» (по мнению мага, главная причина испорченности москвичей) является мотивом сцены. Основной же ее смысл заключается в доказательстве того, что люди так и не утратили жадность.

Следующее испытание, которому подвержена публика, - дамский магазин. Интересно проследить изменение наречий, характеризующих состояние первой посетительницы: от «решительно все равно» и «задумчиво» до «с достоинством» и «надменно». В брюнетки нет имени, это собирательный образ, на примере которого Булгаков показывает, как жадность овладевает душу человека.

Что же движет этими людьми? Судя по реакции зала на появление преобразованной женщины - зависть, то именно «чувство плохой категории», что вместе с жаждой наживы, карьеризм можеттолкнуть человека на все. Это иллюстрирует «разоблачения» Аркадия Аполлоновича, еще одного «рупора ума». Семплеярова разоблачают в «оказании протекции» молодым актрисам. В жертву карьере приносится честь и высокое положение дает право бесчестить других.

В свете всего этого становится ясным смысл названия главы - «Черная магия и ее разоблачение». Развенчивается не магия перед людьми, а, наоборот, пороки человека выявляются с помощью колдовства. Этот прием используется и в других местах романа (например, самопишущий костюм.

Если говорить о художественной своеобразие эпизода, то необходимо отметить черты карнавальной сцены в сеансе. Классическим примером может служить сцена сумасшествия Катерины Ивановны в «Преступлении и наказании». С булгаковским этот эпизод роднят даже шумы: смех и звон тарелок в «Мастер и Маргарите» и смех, гром таза и пение у Достоевского.

Языковое оформление сцены характерно для «московских» глав. Эпизод написан динамической языком, «стилем кинематографа» - одно событие сменяет другое практически без авторских комментариев. Необходимо отметить и приемы классического: гиперболу, гротеск.

Итак, сцена сеанса черной магии занимает важное место в идейно-художественный структуре романа, С точки зрения композиции она является кульминацией в развитии действия в «московских» главах. Рассмотрены все основные пороки современного человека (которая так и не изменилась), кроме, пожалуй, самого главного - трусости. Именно из нее мастер был лишен света, она же отняла смерть в жестокого пятого прокуратора Иудеи, всадника Пилата Понтийского.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно