Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Перевод сцены «Сеанс черной магии» в романы «Мастер и Маргарита»


«Мастер и Маргарита» - одно из самых популярных и одновременно самых сложных произведений литературы XX века. Проблематика романа предельно широка: писатель задумывается как над вечными, так и над актуальными вопросами, волнующими современное общество. Темы романа неразрывно связаны друг с другом, мир ирреальный «прорастает» сквозь обыденность, становятся возможными чудеса; действия Сатаны и его свите подрывают привычное течение жизни москвичей, порождают сумятицу и множество самых фантастических предположений и слухов. Сеанс черной магии Воланда в варьете стал началом и одновременно самым громким событием ряда загадочных событий, которые потрясли Москву.

Важнейший вопрос, поставленный в этой сцене, сформулированное Воландом: «Изменились ли эти горожане внутренне?» Ответ на этот вопрос помогает найти свита Воланда и реакция на них зрителей. Видя, как легко поддаются москвичи соблазнам, Воланд делает вывод: «... они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было ... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи или бумаги, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны ... и милосердие иногда стучится в их сердца ... обыкновенные люди ... в общем, напоминают прежних ... квартирный вопрос только испортил их ... »

Образ Сатаны трактуется здесь традиционно, как соблазнителя людей, толкает их к греху, который вводит в искушение. Однако отличие от традиционного трактовки заключается в том, что дьявол лишь исполняет желания публики, ничего не предлагает сам.

Появление Воланда своего рода катализатор: пороки и грехи, до сих пор скрыты под маской порядочности, становятся явными для всех. Но они заложены в самой человеческой природе, и Сатана ничего не меняет в жизни этих людей; вряд ли они даже задумываются над своими пороками. Так и падения и возрождения человека только в его собственной власти. Дьявол, показывая человеку гнусность его грехов, не способствует ни его гибели, ни исправлению, а лишь умножает страдания. Его миссия - наказывать, а не спасать.

Основной пафос сцены - обличительный. Писателя волнует озабоченность людей материальными проблемами в ущерб духовности. Это как общечеловеческая черта, так и знамение времени - «квартирный вопрос только испортил их»; опошления, снижение значения духовных ценностей стало нарицательным. Сеанс черной магии помогает выявить наиболее ясно общие черты пошлости мещанства толпы и дает богатый материал для сатирического обличения пороков общества. Этот эпизод как бы фокус, в который собраны те пороки, которые затем, в последующих сценах, показывающих столкновения Воланда и его свиты с чиновничьей Москвой, будут рассмотрены отдельно: взяточничество, алчность, буквально страсть к деньгам, к вещам, неоправданному накоплению, лицемерие чиновников (и не толькоих).

При создании сцены сеанса Булгаков использовал прием гротеска - столкновение реального и фантастического. В отличие от гротеска Салтыкова - Щедрина, когда автор открыто высказывает свою точку зрения, Булгаков якобы беспристрастный. Он просто излагает события, но сама сцена настолько выразительна, что авторское отношение к происходящему не вызывает сомнения.

Булгаков использует прием и преувеличения, гиперболы, например, в сцене закрытия «дамского магазина»: «Женщины наскоро, без всякой примерки хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску, сбросила там свой костюм и взяла первое, что пидкрутилося, шелковый, в огромных букетах, халат и, кроме того, успела подцепить два футляры духов ». Также гротеском является отрыв головы Бенгальского.

Больше сатирический образ Аркадия Аполлоновича Семплеярова, председателя акустической комиссии. Булгаков высмеивает его высокомерие, надменность и лицемерие. В образе Семплеярова Булгаков показал черты, присущие всем большим чиновникам, привыкшие злоупотреблять властью, снисходительно относятся к «простых смертных».

Двенадцатая глава романа, рассказывает о сеансе черной магии в варьете, является апогеем сатирической линии «Мастера и Маргариты», потому что в этой главе разоблачаются пороки, свойственные всему советскому обществу, а не отдельным его представителям, показаны образы, типичные для Москвы времен нэпа, а также создаются предпосылки для философского обобщения сатирической тематики романа.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно