Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Пейзаж в лирике Б. Пастернака


Пейзаж - неизменная часть практически всей поэзии. Сам Маяковский, пренебрежительно отозвался в своей автобиографии о природе, впоследствии склонился перед ней «стихотворный. Русская поэзия трех веков не мыслима без пейзажа. Разными поэтами описания картин природы использовались в различных целях, каждый из них вкладывал свой, особый смысл в эту тему. Новой стороной оборачивается пейзаж и в лирике Пастернака. Нельзя сказать, что большая часть стихов Б. Пастернака по жанру своему - пейзажные. В его лирике практически нет чисто «пейзажных» произведений. Однако многие из названий его стихотворений вроде отсылают нас к этому виду поэзии: «Осень», «Август», «Зимняя ночь», «В лесу», «Июльская гроза». Для понимания подобного рода несоответствия нужно хорошо знать, чем была природа для Пастернака. Основные темы поэзии автора - любовь, творчество, природа - не существуют в его стихах раздельно. Они переплетаются и сливаются воедино через целостный авторский подход к миру. В мире живет все, что в нем есть, природа, таким образом, ничем от других элементов мироздания не отличается. Да, ей присуща большая толика жизненной силы, но она не уникальна в этом отношении:

И сады, и пруды, и ограды, И кипящими белыми воплями Вселенная - Только страсти разряды, Человеческим сердцем накопленной.

Тем самым утверждается полное единство, подобие всех форм жизни. В их ряду и должно быть природа. Отсюда следует место и назначение пейзажа в лирикци Пастернака. У него все не так, как у мастера стихотворного пейзажа Тютчева. Последнему приходилось доказывать, что «не то, что мнете вы, природа ... в ней есть душа ...». Тютчев одухотворяет природу - человеческим духом, он делает ее параллелью к человеческим страстей:

О чем ты воешь, ветер ночной? О чем так сетует безумно? .. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумный?

Тютчев остро чувствует противоборство, таящейся в природе. Кроме того, именно он расширил границы природного до масштабов космического, и это, пожалуй, единственный совпадение (хотя и не случайный) восприятие природы у него и у Пастернака. Для Пастернака бесспорна духовность всего сущего, ибо оно существует по единым для всего законам любви - настолько бесспорным, что дается в его творчестве как нечто само собой понимали. И не развязных коллизий, противостояний у него также нет. Природа - одна из многих подобий жизни, почти, пожалуй, равная ей, но все же не полностью является тождественностью. Поэтому пейзаж в поэзии Пастернака так тщательно и с любовью «перемешанный» с бытом. Он одомашненная прирученный:

Гроза в воротах! На дворе! Преобразуя и дурачась, Во тьме, в раскатах, в серебре, Она бежит по галерее.

В Пастернака нет резких противопоставление природы и города, как, скажем, в лиици Есенина. Тем более нет у него и того неприятия мира природного, которое свойственно поэзии Маяковского. Природа выступает у автора как мощный начало, восстанавливает силы души. Необыкновенно точно и полно говорят об этом следующие строки:

На свете нет тоски такой, Которую снег бы не излечивал.

Возникает ощущение, что у Пастернака в стихах все - о природе. Почти в каждом стихотворении обнаружена она нам - наряду с другим. Читая лирику автора, поражаешься его специфическому видению мира, что проявляется в его образах, сравнениях, метафорах. Предмет мира природного сравнивается с предметом быта. Еще один пример подобного рода - сравнение шелка со льдом: «И рыхлый, Как лед, трещал и таял кресел шелк. Такие образы в поэзии Пастернака делают затруднительной ответ на вопрос, насколько тот или иной стих можно считать «пейзажным». Иногда поэт совершенно выбивается из привычного нам восприятия и описания пейзажа. Стихотворение «Ветер» написан якобы в совершенно привычной нам по творчеству других поэтов манере: за стенами дома дует ветер. Однако он раскачивает не только лес, но и судьбу! Тем самым дом приравнивается к лесу, к дереву. Сравнение с деревом вновь проявляется в стихотворении «Сосны»:

И вот, бессмертные на время, Мы к лику сосен присоединены ...

Марина Цветаева когда сравняла Пастернака с деревом, добавив, что чтобы не писал поэт - это всегда природа, «возвращение вещей в ее лоно. Носителем природного начала в лирике Пастернака выступает женщина. Ее красота, естественность, что таится в ней, способность давать жизнь другим делают женщину ближе к природе. В стихотворении «Любить других - тяжелый крест» героиня - из числа таких же «основ» жизни, что и весна:

И прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен. Конечно, в поэзии других поэтов пейзажные описания сопровождаются, хотя бы в некоторых стихах, вопросами о развитии природы, о ее начало и конец, о месте человека в ный. Пастернак же пишет: Не надо толковать, Зачем так церемонно. Грез и лимоном сбрызнуть листьев.

Чувство благоговейного восхищения перед жизнью во всех ее формах не покидало Пастернака всю его жизнь. Природа, ее поэтическое восприятие и отражение в лирике, то есть то, что мы понимаем под словом «пейзаж», составляют один из основных мотивов его творчества. Внимание поэта - пристальное, не упускает ни малейших подробностей, деталей - практически в каждом его стихотворении обращено к прекрасному миру природы: лето и осень, снег и дождь, леса и луга, горы и моря, деревья и травы воспеты им с интонацией радостного восторга . Пастернак не выбирает и не разделяет природу на привычную глазу и экзотическую, на живую и неживую. Она вся в равной степени существует для него. Она входит в его поэзию наравне со всеми другими родами жизни и наравне с самим поэтом. Она исцеляет, она же становится неиссякаемым источником, причиной поэзии. В Пастернака февраль - повод для того, чтобы «достать чернил и плакать». Она является основой и целью бытия:

Я понял жизни цель и чту Ту цель, как цель, и эта цель - Признать, что мне не под силу Мириться с тем, что есть апрель. В стихотворении бы я внес дыхание роз, Дыхание мяты, Луга, осоки, сенокосы, Грозы раскаты Б. ПастернакЦиля, она же становится неиссякаемым источником, причиной поэзии. В Пастернака февраль - повод для того, чтобы «достать чернил и плакать». Она является основой и целью бытия:

Я понял жизни цель и чту Ту цель, как цель, и эта цель - Признать, что мне не под силу Мириться с тем, что есть апрель. В стихотворении бы я внес дыхание роз, Дыхание мяты, Луга, осоки, сенокосы, Грозы раскаты Б. Пастернак





Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно