Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

ОСОБЕННОСТИ САТИРА в романе М. Булгакова «МАСТЕР И МАРГАРИТА»


Лишь четверть века назад широкий круг читателей получил возможность познакомиться с творческим наследием Михаила Булгакова. И вряд ли сейчас человек, который бы не полюбила эти произведения. К тому же экранизации нескольких из них, таких как «Дни Турбиных», «Бег», «Собачье сердце», стали любимыми фильмами зрителей разного возраста. Произведения Михаила Булгакова пришли наконец в наши жилища. Особой популярностью пользуется последний роман Булгакова «Мастер и Маргарита», хотя в деталях и напоминает трагедию И. В. Гете «Фауст», однако требует от читателя выхода из плоскости устоявшихся жизненных представлений и свидетельств. В течение первых двенадцати глав название романа остается для нас загадочным - ни Мастера, ни Маргариты на этих страницах нет, но своеобразное сатирическое изображение общества поражает уже с первых строк романа, когда Берлиоз и Иван Бездомный увидели иностранца (автор высмеивает заражено шпиономанией общество) и оба готовы были его задержать. Возможно, что быстрая гибель Бер-лиоза и была расплатой за всегдашнюю готовность к доносу, который вел до ареста и гибели задержанного.

А как точно писатель отразил эпоху репрессий, завуалировав ее под библейские времена. С каким сарказмом изображен прокуратора с кавалерийской походкой, к которому обращаться надо было не иначе как игемона (а не напоминает ли это слово о гегемона революционной эпохи?). Высокий мир евангельской легенды, который вступил под пером писателя черты реальности, снижается, пародийно искажается в других мирах, иных измерениях. Современность становится нереальной, а потусторонний мир - действительностью. Мы полностью погружаемся в мир созданной автором фантастической реальности, которая на деле оказывается действительным. Сатирическую характеристику общества автор дает и в московских главах романа. Достаточно вспомнить случай, который произошел в варьете. Каким низким является падение общества, если люди теряют достоинство при виде денег: «Кое-кто уже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденья, ловя вертлявые, капризные бумажки. Деградации личности описано в эпизоде распространения одежды в варьете: «Общее изум-лены вызвал мужчина, затесавшийся на сцену. Он объявил, что у супруги его грипп и что поэтому он просит передать ей что-нибудь через него.

Бытовая сцена распределения жилья после смерти Берлиоза является злостным осуждением мелочности общества, где господствуют скудность, корыстолюбие и лицемерие. Ведь после смерти Берлиоза нашлось множество претендентов на его жилье: «И в течение двух часов Никанор Иванович приняла таких заявленный тридцать две штуки. В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещаниями о-извести ремонт за свой счет, указания на несносную тесноту и невозмож-ность жить в одной квартире с бандитамы ... Никанора Ивановича вызы-вали в переднюю его квартиры, брали за рукав, что-то шептали, подмигивалы и обещали НЕ остаться в долгу ». А каким унизительным представляется распределение привилегий в МАСОЛИТи, ведь литераторы могут пообедать изысканными блюдами в ресторане значительно дешевле, чем обычные граждане. Есть у них и дачи на Клязьме, но пробиться туда могут не все, ибо бездарных литераторов оказывается значительно больше, чем дач, поэтому летний отдых тоже является предметом зависти: «Не надо, товарищи, завидовать. Дач всего двадцать две, и строится еще только семь, а нас в Массоло три тысячи ».

Обратившись к фамилиям персонажей произведения, можно увидеть, как тонко писатель высмеивает отрицательные черты их обладателей: Римский, Варенуха, Лиходеева, Куралесов. Даже упоминание о личной полемику Михаила Булгакова с критиком Всеволодом Вишневским на страницах романа приобретает сатирических признаков в фамилии литератора Мстислава Лаврович (намек на популярные в 30-е годы «лавровишни капли»). Еще одним объектом сатирического осмеяния автора в романе «Мастер и Маргарита» является психиатрическая больница, в которую по очереди попадает большинство персонажей и даже сам Мастер. Причем все пациенты являются вполне нормальными людьми. Даже мистические персонажи вводятся автором для разоблачения общественных пороков.

Об этом свидетельствовал сам Михаил Булгаков в письме правительству. Он назвал важной чертой своего творчества «выступающие в моих сатирических повесить-тях: черные и мистические краски (я - мистических писатель), в кото-рых изображены бесчисленные уродства нашего быта. Однако из сатирические строки романа «Мастер и Маргарита» проступает надежда Михаила Булгакова на обновление страны и вера в человека.

План

I. Сущность приема «романа в романе», значение его для понимания образов.

II. Отражение в образах Понтия и Иешуа «вечных» проблем и проблем современных автору.

1. Ответственность человека за все происходящее в мире, - суть проблемы внутреннего романа.

2. «Прощение Пилата» как знак авторского веры в победу добра.

III. Имеет зло космическую природу?






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно