Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Основные темы творчества А. И. Куприна


Сочинение по произведениях «Молох», «Олеся», «Поединок». А. И. Куприн в лучших своих произведениях отразил бытие различных сословий российского общества конца XIX - начала XX века. Продолжая гуманистические традиции русской литературы, особенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, Куприн - был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. Он пишет стихи, где звучат то ноты уныния и тоски, то слышатся героические мотивы («Сны»). В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн печатает в журнале «Русский сатирический листок» небольшой рассказ, который называется «Первый дебют». За публикацию рассказа без разрешения начальства Куприн был подвергнут аресту на гауптвахте. Выйдя в отставку и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах. Интересным литературным явлением была серия очерков «Киевские типы». Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей «дна», характерные для всей России.

Здесь встречаются образы студента, квартирной хозяйки, паломница-ханжи, пожарного, неудавшейся певицы, художника-модерниста, жителей трущоб. Уже в девяностых годы на материале армейского быта в рассказах «Дознание», «Ночлег» писатель ставит острые нравственные проблемы. В рассказе «Дознание» возмутительный факт наказания розгами солдата-татарина Байгузина, что даже не мог понять, за что его наказывают, заставляет подпоручика Козловского по-новому ощутить мертвящим, бездушную атмосферу царской казармы и свою роль в системе угнетения. Пробуждается совесть офицера, рождается чувство духовной связи с загнанным солдатом, недовольство своим положением и в результате - взрыв стихийного недовольства. В этих рассказах чувствуется влияние Л. Толстого в вопросах о моральной ответственности интеллигенции за страдания и трагическую судьбу народа. В середине 90-х годов в творчестве Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем. Весной он едет корреспондентом газеты в Донецкий бассейн, где знакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 г. он пишет большую повесть «Молох». В повести дана картина жизни крупного капиталистического завода, показан убогий быт рабочих поселков, стихийные протесты рабочих.

Писатель показал все это через восприятие интеллигента. Инженер Бобров болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявление несправедливости. Герой сравнивает капиталистический прогресс, создает фабрики и заводы, с удивительным идолом Молохом требующий человеческих жертв. Конкретным воплощением Молоха в повести является делец Квашнин, не брезгует никакими средствами для того, чтобы нажить миллионы. В то же время он не против выступить в роли политическогоа и пьяница Слива - все эти офицеры показаны далекими правдоискателей Ромашов. В условиях произвола и бесправия они теряют не только настоящее понятия о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам. В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков «словесности», подготовки к обзору, когда офицеры особенно жестоко бьют солдат, рвут барабанные перепонки, сваливают кулаками на землю, заставляют «веселиться» изнемогая от жары, задерганный человек. В повести правдиво нарисована солдатская масса, показаны индивидуальные характеры, люди различных национальностей с присущими им традициями. Среди солдат русский Хлебников, украинские Шевчук, Борийчук, литовец Солтис, Черемис Гайнан, татары Мухаметтинов, Ка-рафутдинов и многие другие.

Все они - неловкие крестьяне, рабочие, - тяжело переносят отрыв от родных мест и привычного труда, особенно выделяет автор образы денщика Гайнана и солдата Хлебникова. Хлебников, недавно оторванный от земли, органически не воспринимает армейские «науки», и поэтому ему приходится выносить на себе всю тяжесть положения запуганного солдата, беззащитного перед грубостью начальства. Судьба солдат волнует Ромашова. В этом внутреннем протесте он не одинок. Своеобразный философ и теоретик, подполковник Казанский резко критикует порядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об освобождении человеческого «я» от пут прогнившего общества, он против деспотизма и насилия. Ромашов знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и произволом, и насилием со стороны офицеров. Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебникову, который пытается броситься под поезд, и их откровенный разговор Паустовский справедливо относит к «одной из лучших сцен в русской литературе». Офицер признает в солдате друга, забывая о кастовые преграды между ними. Остро нарушив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так и не найдя ответа, каким путем нужно идти к освобождению. Смертельная для него дуэль с офицером Николаевым является как бы следствием нарастающего конфликта героя с военно-офицерской кастой. Повод для дуэли связан с любовью героя к Александре Петровне Николаевой - Шурочки. Чтобы обеспечить карьеру мужа, Шурочка подавляет в себе лучшие человеческие чувства и просит Ромашова не уклоняться от дуэли, потому что это навредит ее мужу, что хочет поступить в академию. «Поединок» стал необычайно популярен в России и вскоре был переведен на европейские языки. Атмосферой революционных дней дышит замечательное повествование Куприна «Гамбринус».






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно