Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева


Наверное, нет человека, который, прочитав хоть однажды стихи Тютчева, останется им равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космической совершенством. Тютчев умеет описать то простое, что мы видим в мире, такими необычными словами, оно предстает перед нами совсем в другом мире. Только Тютчев может уравнять «нежную улыбку увядання» с «стыдливостью страдания» разумного существа (стихотворение «Осенний вечер»), дождевые капли с человеческими слезами (стихотворение «Слезы людские, о слезы людские ...»). Лирика Тютчева разнообразна и неповторима, но вся она проникнута философским содержанием. Эту философскую мысль мы видим в описании природы, в темах родины и любви. Природа в лирике Тютчева жива и неповторима, она имеет свои обиды. Весна - время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. На эту тему написаны стихи «Весенняя гроза», «Весенние воды». Весна всегда чистая и прекрасная.

Весенней негой утомлен, Я впал в невольное забвенья. Не знаю, длинный сон, Но странным было пробуждение Осень - время покоя, время ухода и прощания, время соображений: Есть в светлости осенних вечеров Трогательная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота деревьев, багровый писем томный, легкий шелест ...

Недаром именно осенью Тютчев пишет свое знаменитое стихотворение «Умом Россию не понять ...». Весна в Тютчева - это не только настоящее. Она имеет длину: бегут весенние воды, проясняються небеса; муза весны напрямую связана с будущим. Осень наполнена пустотой и земным мотивом. Осень - это вечность. Природа в Тютчева всегда прекрасна. Поэт удивляется нее, прислушивается к его звуков и пытается понять и постичь все ее душевные тайны. И тогда можно почувствовать слияние человека и природы (стихотворение «Да, в жизни есть мгновение ...»). Как и всякий русский поэт, Тютчев много стихов посвятил родине. Признавая величие души в природе он подобным образом видел ее и в России. Тютчев считает, что Россия призвана внутренне и внешним образом обновить человечество. Поэт не только любил Россию, он верил в нее: «... в Россию можно только верить». Вера в Россию была сознательно выработанным убеждениям (стихотворение «На взятие Варшавы». В своей борьбе с братским народом Россия руководствовалась прежде необходимостью «государства целостность соблюсти», для того чтобы: «Славян родные поколения под флаг российский собрать ...». Тютчев считал, что Россия должна держаться единства, основанного на духовных началах. Судьба России зависит не от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного в ней самой. Условием для выполнения ее космической миссии есть внутренняя победа добра над злом. Тютчев - современник Пушкина, но взгляды этих двух поэтов на поэзию совершенно разные. В поэзии Пушкинпреобладают эмоции, чувства, впечатления. Тютчев же постигает начала и основания бытия, философские начала мира. Но тютчевской поэзия имеет религиозный характер, корни которого исходят из христианских сюжетов. Вот как рисует поэт сценарий окончания мира: «Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них». Тютчев не только стремится познать бытие, он одновременно отвечает на его вопросы. Бытия для Тютчева - это вечность, Бог и этот Бог наблюдает за нами, его глаза - звезды, его сила велика: «Он милосердный, всемогущий, Он согревает своим лучом. Пышными цветами на воздухе цветущий, И чистая жемчужина на дне морском. Поэзия - это не просто чистая философия.

У нее есть свои образы и категории. Эти категории Тютчев рисует в виде символов, знаков: «Есть близнецы - для земнородных Два божества - это Смерть и Сон, Как брат с сестрой странно подобные. Философские начала связаны с христианским мотивам в лирику Эти христианские начала часто выливаются в любовь к Богу: «Все отнял у меня Бог ... Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Чтоб я ему еще молиться мог ». Этот стих написан под впечатлением любви к Денисьевой. Прекрасным стихотворением в христианский мотив является «И в Божьем мире то же бывает ...». Оно проникнуто светлым надеждой. Именно «в Божьем мире» Тютчев находит успокоение он ищет и находит свой путь к Богу. Уже говорилось, что Тютчев мыслит образами. Это как земные, нам понятны образы и образ Вечности - хаос. Тютчев представляет хаос как землю и противопоставляет ее небу, космосу. Образ хаоса проявляется в виде тьмы, океана, души, бездны ночи. Критик Лаврецкий откликнулся на образ тютчевской хаоса: «Хаос, по Тютчеву, бесформенные и безличные, темные, слепые, неорганизованные и зыбкие, как библейские воды, в которых кипит глупая основа Мира. Из этой грубой ткани творится риза Богов, красочный, разнообразный мир формы ... ». Мотив хаоса присутствует в стихотворении «Последний катаклизм». В стихотворении «Безумие» хаос способен принимать различную форму, в стихотворении «29-е января» он выражается «в преждевременной тьме». Хаос может принимать форму моря: «И бунтует и клокочет, хлещет, свищет и ревет. При этом Тютчев противопоставляет хаос - море состояния покоя, где покой - утес:

Волн бешеных прибоем Беспрерывно вал морской С ревом, свистом, Бьет в утес береговой, Но, спокойный и гордый ...

Во всех этих стихах хаос подразумевается. В стихотворении «Сон на море» поэт называет его своим именем: «... Я в хаосе звуков лежал потрясен, Но над хаосом звуков носился мой сон ...». Об Тютчева как о поэте мы не будем иметь полное впечатление, если не скажем еще об одной тему его творчества - теме любви. Любовь Тютчева - это не чувства, переживания или состояние души. Любовь показано во взаимосвязи с космосом и хаосом. В стихотворении «Предопределения» Тютчев говорит о любви как о «поединок роковой». Любовь бывает разная: взаимным и безответной. И не всегда любовь приносит радость и счастье. Бывает раз наоборот. Самоубийство и Любовь здесь такие же образы, как Смерть и Сон: «И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений - Самоубийство и Любовь!». Говоря о тематике произведений Тютчева, надо помнить, что в его лирике трудно выделить какие самостоятельные темы и любовь, и поэзия, и философия - все слито воедино и существует в неразрывной виде. Среди стихотворений о любви выделяются те, в которых отражена любовь самого поэта к Денисьевой. Один из таких автобиографических стихов - «Как вбивственно мы любим ...». Поэт как бы подводит итог всей любви: это великое чувство, но оно, увы, не вечно. Любовь нужно беречь и охранять, иначе оно погибнет: «Год не прошел - запроса: попала от него ?..». Тютчевской поэзия - это сильный порыв к истине, душевное человеческое стремление, состояние души самого поэта. Она прекрасна и незабываемая.

ня. Любовь Тютчева - это не чувства, переживания или состояние души. Любовь показано во взаимосвязи с космосом и хаосом. В стихотворении «Предопределения» Тютчев говорит о любви как о «поединок роковой». Любовь бывает разная: взаимным и безответной. И не всегда любовь приносит радость и счастье. Бывает раз наоборот. Самоубийство и Любовь здесь такие же образы, как Смерть и Сон: «И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений - Самоубийство и Любовь!». Говоря о тематике произведений Тютчева, надо помнить, что в его лирике трудно выделить какие самостоятельные темы и любовь, и поэзия, и философия - все слито воедино и существует в неразрывной виде. Среди стихотворений о любви выделяются те, в которых отражена любовь самого поэта к Денисьевой. Один из таких автобиографических стихов - «Как вбивственно мы любим ...». Поэт как бы подводит итог всей любви: это великое чувство, но оно, увы, не вечно. Любовь нужно беречь и охранять, иначе оно погибнет: «Год не прошел - запроса: попала от него ?..». Тютчевской поэзия - это сильный порыв к истине, душевное человеческое стремление, состояние души самого поэта. Она прекрасна и незабываемая.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно