Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Ода - лирический жанр


Школьное сочинение на тему "На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747" - образец торжественной оды в России XVIII в. Ода - лирический жанр. В ней, по словам Тредьяковського, "описывается ... материя благородная, важная, редко - нежная и приятная в речи". Ее источники - хоровая лирика древних греков. Создавались торжественные оды, что славили большое событие или великого героя по имени древнегреческого поэта Анакреона, что воспевал радости и наслаждения земного бытия; духовные - "предложение" псалмов; конце XVIII в. появились оды поучительные, философские, сатирические, оды-послания и оды-элегии. Но главное место среди всех видов занимают торжественные оды. Особое судьба торжественной оды в России. Ее поэтика связана с отечественной традицией панегириков (похвальных сказано), а также с традициями античной и западноевропейской оды. Торжественная ода стала главным жанром в России XVIII в., Что связано с личностью Петра I и его реформами. "Несравненный дел Петра Великого человеческой силе превысить невозможно", - писал в одной из ед М. В. Ломоносов.

Торжественная ода в России XVIII в. - Это не только литературный текст, не только слово, но действо, особый обряд. Она подобна фейерверка или иллюминации, которыми сопровождались в Петербурге торжественные события в жизни государства. Оды заказывались правительством, и их чтение составляло часть праздничного церемониала. М. В. Ломоносов писал оды, посвященные, Иоанна Антоновича, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II.

Однако смысл и значение похвальных от Ломоносова неизмеримо шире и важнее их официально-придворной роли. Похвальная ода представлялась Ломоносову наиболее удобной формой беседы с царями. В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства. Большая часть от была адресована Елизавете Петровне. Это объясняется не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра I, что, по мнению Ломоносова, прежде принадлежало продолжать дела отца. Поэт выступает творцом, который создает своим словом особый мир, где нет места обыденным предметам и словам. Сознание такой своей миссии дает ему право вмешиваться в государственные дела, говорить "языком богов" о насущных политических и культурных проблемах, формулировать собственные взгляды и справляться правителям.

Так, в 1747 г., когда российское правительство собирался вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств, Ломоносов пишет свою знаменитую оду "На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизавете Петровне 1747 года ".

Ломоносов не был пацифистом

Заключительная строфа оды перекликается с вступительной: поэт вновь славит мир и тишину, и Елизавету, и обращается с предостережением к врагам России. Художественное своеобразие похвальной оды 1747 вполне определяется ее идейным содержанием. Ода представляет собой вдохновенный монолог поэта. Этот поэт, присутствующие во всех одах Ломоносова, - не сам Ломоносов; его образ лишен индивидуальных человеческих черт. Это как бы дух поэзии, дух государства и народа, выразивший себя в стихах. В авторском речи вводятся типично ораторские приемы - вопросы, восклицания. Характер патетически-патетического-взволнованного вещания предоставляют оде многочисленные обращения автора к лире, к музам, к наукам, к российским "Невроном" и "Платоном.

Важное место отводится всевозможным "украшениям": олицетворением, метафора, аллегория и гипербола. "Украшение ... - писал Ломоносов в" Риторике ", - состоит в чистоте штиля ... в великолепии и силе друга". Тропы Ломоносова отличаются праздничным, радостным характером. С помощью олицетворений понятия становятся участниками большого торжества, на которое поэт приглашает своих читателей. Вспоминая о царствовании Петра I, Ломоносов пишет:

Тогда божественные науки Через горы, реки и моря В Россию простыню руки ... Нева удивляется домам, построенным на ее недавно пустынных берегах: Или я сейчас забылась И с одной пути склонилась, Которым некогда я текла?

Поэт использует мифологические образы. Олицетворением военных успехов Петра I становится Марс, побежденной морской стихии - Нептун. Ломиносив считает достоинствами поэтической речи "важность", "великолепие", "подъем", "стремление", "силу", "изобилие" и т.п. Он использует славянизмы, библионизмы, высокую лексику, поддерживая тем самым общую атмосферу торжественного стиля. В большинстве случаев ода состояла из строф с повторяющейся рифмовкой, но десяти строфа, предложенная Ломоносовым, закрепилась в русской поэзии. Преобразователь нашего стихосложения - М. В. Ломоносов - первым достиг вершин поэтического искусства. Своей выдающейся одой "На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизавете Петровне 1747" он вписал еще одну яркую страницу в историю мировой лирики.

Торжественные оды в России XVIII в. писали В. К. Тредьяковський, А. П. Сумарков, М. М. Херасков, Г. Р. Державин, коренным переделал этот жанр. Но классическими стали оды Ломоносова, на которые ориентировались дальнейшем русские поэты.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно