Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Образ Софии Киевской - символ духовного достояния украинского народа


Ученический произведение по роману «Чудо» П. Загребельного. Что такое чудо? Во все века человек жаждет одного: чудеса. Кто ищет его и находит, кто, наоборот, уничтожает чудо, а всего таких людей, «создают его в муках и любви» во имя красоты, высокой духовности, во имя земли своей и памяти. Древнее слово это означает «светить», а у славян «чудо» - это то, что поражает: чудо, необычное, красота, «неповторимость ... повторяющегося. Именно об художественное творение нашей старины - Софию Киевскую - и о судьбе его и место в нашей духовности идет речь в романе П. Загребельного «Чудо». Софья Киевская! Ты не только вознеслась, как «розовое каменное чудо» своим убранство, пышностью и красками над миром, ты стала Берегиней нашего народа, его сердцем и душой, его честью и совестью, его символом духовного достояния - таков лейтмотив произведения.

Великая держава требовала «большого огорода» и большого храма. Киевская Русь в то время окрепла, на престоле был князь Ярослав Мудрый, который продолжал политику своего отца Владимира - соединить и укрепить Русь, создать мощное государство в 'Европе. Киевскому князю нужно было утвердиться, прежде чем вступить в настоящее соперничество с ромеями, изучить все, чем сильный враг, отобрать у него оружие и ею победить, потому что «думали ромейские императоры, что, навязав русским бога, овладеют душами великого народа, целым государством.

Но русские князья надеялись именно так заявить миру о себе, о высокой культуре славянского народа и его мощь, стать богоравный ценой больших жертв: уничтожением и осквернение душ своего народа, потому мечом и крестом, кровью и муками «насаждалась» новая религия на Руси, кровью и уничтожением языческой культуры. Громили храмы и сам город Радогосте, оказывали расправы со всем, что становилось и кто становился против принятия веры в Христа. Нельзя спокойно вспоминать о гибели Звениславы и Ягоды, о пожаре города, насильственное крещение радогощан в Яворову озере, в котором они потопили священников, некоторых дружинников и сами погибли в водах озера.

Киевской Руси нужен был новый Киев и величественный собор. Эта идея принадлежала киевскому князю, а воплощение замысла легла на плечи Сивоока - народного мыслителя и творца, доброго и великого мастера, перенял от деда Родима науку - удивляться краскам, мира, не быть ни от кого зависимым, творить прекрасное во имя человеческой достоинства и чести истинного искусства, во имя родной земли и духовного богатства народа. «Он вимриював свою Софию не для прославления христианского бога», а «чтобы положить этот храм посреди всей земли писанкой, человеческая радость.

Ярославов замысел сделать Киев соперником Константинополя не вызвал восторга ни у Сивоока, ни в Гргия, потому что князь сначала настаивал на точном копировании всего византийского (говорил Сивооку: «А для этого сделаем все, как в ромейские стольном граде: церковь Софии, Золотые ворота, монастыри, храмы, палаты ...»). Не принимает мастер этого повторения, подражания, ибо, по его мнению, «высшая ценность быть самим собой ... не надо занимать. (Уж одолжили бога в Византии, теперь к богу все надо, да еще и талант следует везти с чужбины.

На этой славянской земле было много своих настоящих художников, что «добывали краски» и создавали шедевры, украшали жизнь «непроизносимыми чудесами». Почему Киев должен быть похожим на Константинополь? Разве хватит в народе нашем гордости быть самим собой? Хватит! Высокую духовность своего народа олицетворял собой Сивоок и, будучи русином, патриотом, художником и творцом (с большой буквы) для земли родной и не при малом таланте (сказал Мищы-ло, тоже украинец, но присланный из Византии, как и Сивоок, строить Софию , «при малом таланте, помоги бог, дела большие одолеть»), уже видел мысленно свою Софию (а потом сделает макет из воска и подаст Ярославу на осмотр («это была и не церковь, а образ его земли, который родился из воспоминаний детства, образ пролетая, как вздох ветра в осенней листве, словно полны птичьего щебетание рассветы, будто золотистая молчаливость Солнцево над белой тишиной снегов »). Увидел это и Ярослав, которому давно« мечталось о временах, когда строиться храмы, возродятся в Распетый красоте с пепелища языческих святынь Северской, Полянской земель возродятся в новой постаси, в новой силе и красоте и не лякатимуться всевластие византийского искусства, поднимутся в силе и неодолимости духа вопреки всему чужому. Хотел князь, чтобы в церквях шли богослужения на родном языке, чтобы «повсюду слышалась она, родная и неповторимая: и дома, и на забаве, и на торгу, и в церкви, и на битве».

И эта София стала завершением и сочетанием всех мечтаний Я. Мудрого, попыток, надежд, разочарований и колебаний ... Пусть станет это чудо «памятником мутного и великого в своем беспокойстве времени», когда он «выводил Русь на широкие просторы мира», когда его народ «явил миру не только величие своей силы, но и величие духа. Как актуально, по-современному воспринимаются деяния князя сегодня, когда идет перестройка независимой, самостоятельной Украины, которая на протяжении тысячелетий в мученический время представляла миру всемирные таланты и духовную красоту. Теперь же открыто для нее пространство, в котором она занимает равноправное и достойное место! Счастлив тот, кто сумеет приобщит свои усилия, способности и талант к созданию ценностей человеческого духа, еще неизвестных историей. Рассказать о красоте нельзя, ее надо почувствовать, пережить, и только тот, кто чувствует ее, может творить прекрасное, что станет символом духовного достояния его народа.

Счастливым стал Сивоок, которому доверил Ярослав, чувствуя ривновеликисть по духу и талантом себе, строить чудо, именно ему, потому путь к Софии Сивооку лежал через испытания на смерть, через мытарства, страдания, первоначальное язычество, гибель дорогих. Зодчий даст Руси настоящее чудо, достойное великого духа своего народа. Счастливым стал народ, пошел на большие пожертвования (у него забрали веру отеческую, обнажили душу, дали нового бога, которого народ не принимал, стягивали налоги на строительство), но народ почувствовал в этой стройке свое могущество, силу своего таланта, причастность к большому истории своей земли. Этот народ счастлив заботами о новых валы Киева (ибо шла перестройка нового Киева, а не только строительство Софии), своей сплоченностью, ибо «святыня - это то, что людей объединяет, собирает воедино»; счастливый народ своей высокой духовной святыней, ибо , когда строительство стало готовым, то «отовсюду заторопился люд, чтобы взглянуть на это чудо, хотя еще недоконченное», а уже узнавали люди в нем величие и красоту.

«Собор вырастал из земли гигантской розовой цветком, воз-носился розово под самое небо, и солнце разливалось в тысячных розблисках смальты золотой, синей, зеленой, весь храм засвичувався - и в самых мрачных душах становилось яснее и чище». И не только «божьей» тематикой богатая София, нет, зодчий из народа понимал, что «только люди утверждают свое бытие на земле, охотятся, играют на дудах, хороводы, любят с женщинами, смотрят лошадиные бега. Именно это изображено на башнях собора, будто говорило: «Мы есть! Мы живы! Не сами боги, но и люди »Этим создатель храма бросал вызов закостенелой, протестовал против установившегося мира, возмущался зависимостью человека от всего, прославлял розкованисть, независимость духа человеческого, одаренность и талант личности, хотел показать свой народ в богатстве, среди щедрот родной земли , принадлежавших когда-то ему без остатка, и относиться должны всегда и вечно!

банные его народа.

Счастливым стал Сивоок, которому доверил Ярослав, чувствуя ривновеликисть по духу и талантом себе, строить чудо, именно ему, потому путь к Софии Сивооку лежал через испытания на смерть, через мытарства, страдания, первоначальное язычество, гибель дорогих. Зодчий даст Руси настоящее чудо, достойное великого духа своего народа. Счастливым стал народ, пошел на большие пожертвования (у него забрали веру отеческую, обнажили душу, дали нового бога, которого народ не принимал, стягивали налоги на строительство), но народ почувствовал в этой стройке свое могущество, силу своего таланта, причастность к большому истории своей земли. Этот народ счастлив заботами о новых валы Киева (ибо шла перестройка нового Киева, а не только строительство Софии), своей сплоченностью, ибо «святыня - это то, что людей объединяет, собирает воедино»; счастливый народ своей высокой духовной святыней, ибо , когда строительство стало готовым, то «отовсюду заторопился люд, чтобы взглянуть на это чудо, хотя еще недоконченное», а уже узнавали люди в нем величие и красоту.

«Собор вырастал из земли гигантской розовой цветком, воз-носился розово под самое небо, и солнце разливалось в тысячных розблисках смальты золотой, синей, зеленой, весь храм засвичувався - и в самых мрачных душах становилось яснее и чище». И не только «божьей» тематикой богатая София, нет, зодчий из народа понимал, что «только люди утверждают свое бытие на земле, охотятся, играют на дудах, хороводы, любят с женщинами, смотрят лошадиные бега. Именно это изображено на башнях собора, будто говорило: «Мы есть! Мы живы! Не сами боги, но и люди »Этим создатель храма бросал вызов закостенелой, протестовал против установившегося мира, возмущался зависимостью человека от всего, прославлял розкованисть, независимость духа человеческого, одаренность и талант личности, хотел показать свой народ в богатстве, среди щедрот родной земли , принадлежавших когда-то ему без остатка, и относиться должны всегда и вечно!






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно